Алевтина Дмитриевна Камратова

Kamratova

Алевтина Дмитриевна Камратова

         Алевтина Дмитриевна Камратова родилась ровно за год до начала Великой Отечественной войны. Ей пришлось испытать все тяготы военного детства. Вот как она сама об этом вспоминает: «Война… Как много тягостных и горестных ассоциаций вызывает это слово. А Великая Отечественная мне врезалась в сердце и память с самого раннего возраста, с двух лет – это была зима 1941 года.

         Мой отец, Комратов Дмитрий Акимович, был мобилизован с первых дней войны. Вначале это была авиашкола в городе Златоуст Челябинской области, позднее Троицк, там же, на Урале, где он совмещал учебу с работой в военкомате. Главной его задачей была мобилизация новобранцев для пополнения действующих армейских частей. Однажды он был командирован в Астрахань и пробыл здесь в течение недели. Очень ясно помню его проводы: раннее утро, моросящий дождь со снегом, толпы людей на вокзальном перроне. Отец несколько раз уходил в здание вокзала (видимо, в комендатуру). Потом он взял меня на руки и крепко прижал к груди. Пробираясь сквозь толпу, он вошел в свой вагон. Помню его сначала стоящим в тамбуре, а потом – его лицо в окне… Когда поезд тронулся, провожающие стали сильно кричать. И я изо всех сил закричала: – “Папочка, не уезжай! Тебя там фашисты убьют!”. В первом же письме, которое мы получили от отца, он написал, что после моего крика весь вагон зарыдал, и у него ещё долго звучал в душе мой пронзительный голосок.

         Зиму 1942-1943 годов, как говорила моя мама, Таисия Федоровна Комратова, мы провели в мучительном ожидании весточки от отца. А «треугольников» все не было и не было… И, наконец, почтальон тетя Катя вручила нам долгожданный «треугольник» от папы. И я от радости стала прыгать. А дождались домой отца мы только в марте 1946 г. (он дошел до Берлина, имел много боевых наград, окончил войну в звании гвардии капитана). На всю жизнь я сохранила в памяти, каким удивительным человеком был мой отец: жизнелюбивым, сохранявшим спокойствие даже в самых трудных ситуациях, проявлявшим нежность в отношении к нам, трем своим женщинам – маме и двум дочерям. Кажется, за всю свою жизнь папа ни разу не повысил голоса, его душа наслаждалась миром и любовью к созиданью. Он любил трудиться в саду, выращивал виноград, сажал розы, пионы, астры – все для того, чтобы радовать семью. И до конца дней он самозабвенно любил театр, Моцарта и скрипку».

         Алевтине настолько передалась от отца любовь к музыке, что в свои шесть лет она самостоятельно пошла сдавать экзамены в детскую музыкальную школу (семья Комратовых тогда жила на улице Зои Космодемьянской, бывшей Элистинской, рядом с ДМШ, а сама школа располагалась по улице Кирова, в том же здании, где находилось и музыкальное училище, ныне же там – «Новая поликлиника»). Экзамены у нее принимали три педагога: Марк Аронович Этингер (он приехал в Астрахань в 1946 г. и прожил здесь более 50-ти лет, став патриархом музыкальной культуры нашего города), Августа Михайловна Мышкина (известная астраханская пианистка, выдающийся педагог по классу фортепиано, более 60-ти лет проработавшая в родном городе) и Нина Васильевна Клочкова. Поступив в музыкальную школу, Аля стала заниматься в фортепианном классе Ольги Николаевны Голубевой. Но вскоре девочка заболела, и ее учеба в ДМШ была прервана на целых три года. В 1949 г. она восстановилась в ДМШ и в 1955 году, закончив эту школу, поступила в Астраханское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение, попав в класс замечательного педагога-хормейстера Г.А. Тер-Багдасаряна. Когда в 1958 г. отмечалось 400-летие основания Астрахани, Георгий Арташесович готовил большой сводный хор, а своей ученице Комратовой доверил быть его помощницей. Старожилы до сих пор помнят, как торжественно отмечался этот исторический юбилей в областном драмтеатре. Из Москвы в родной город приехали народная артистка СССР Мария Петровна Максакова и Тамара Милашкина, будущая народная артистка СССР, а тогда студентка Московской консерватории, но уже удостоенная Золотой лауреатской медали на конкурсе вокалистов в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проводившегося в 1957 г. в Москве. А сводный хор пел на юбилейном вечере «Песню о Ленине» Холминова, которую запевал Валерий Моргулец, голосистый студент Астраханского рыбвтуза.

         В 1960-м г. Алевтина поступила в Саратовскую консерваторию им. Л.В. Собинова. Первые месяцы она занималась в классе С.Е. Комякова, который сам только что окончил этот вуз и был оставлен педагогом на кафедре хорового дирижирования. А после того, как Сергей Евгеньевич уехал в Сталинград, руководить филармонической хоровой капеллой, Комратова попала в класс одного из ведущих педагогов кафедры – Е.П. Сидоровой. Невероятно требовательная и строгая, Евгения Петровна сама имела два высших столичных музыкальных образования – как пианистка и дирижер-хормейстер. По дирижированию она училась в Московской консерватории у известного педагога и хорового деятеля К.Б. Птицы. Уровень требований Е.П. Сидоровой к своим ученикам был настолько высок, что далеко не все студенты справлялись с учебой в ее классе. Не случайно А.Комратова, при всем ее прилежании и увлеченности избранной специальностью, заканчивала консерваторию в классе А.А. Добромировой, главного хормейстера Саратовского оперного театра (Анна Андреевна, первой из педагогов кафедры хорового дирижирования СГК им. Л.В. Собинова, была удостоена высокого почетного звания народной артистки РСФСР).

         Завершив учебу в консерватории, А.Д. Комратова некоторое время оставалась в Саратове (вместе с супругом, оркестрантом-альтистом В.С. Глазковым). А зимой 1967 она возвратилась в Астрахань и сразу же начала работать на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища (директором в это время являлся В.К. Нечаев, воспитанник Саратовской консерватории, заслуженный работник культуры РСФСР, он более 30-ти лет, в 1950-1980-е, руководил нашим музыкальным училищем). Но уже через полгода Алевтина Дмитриевна уехала в Ульяновск, куда ее увез муж. Там она преподавала в музыкальном училище и одновременно работала лектором в областной филармонии. Но вскоре снова вернулась в родной город, занявшись не только педагогической работой в музыкальном училище, но и широкой музыкально-просветительской деятельностью. В то время на областном телевидении существовал клуб «Мы любим музыку», программы которого регулярно выходили в эфир. В этих передачах, в качестве сценариста и исполнителя (руководителя любительских вокально-хоровых коллективов), активно участвовала А.Д. Комратова. Между прочим, в рыбвтузе (ныне Астраханский технический университет) она вела вокальный ансамбль студентов-иностранцев. Одно из выступлений этого коллектива транслировалось в передаче «Наш друг – Советский Союз» Центрального телевидения.

         Летом 1972 г. Алла Дмитриевна получила предложение переехать во Владимир и начать работать на музыкальном факультете Владимирского педагогического института им. П.И. Лебедева-Полянского (ныне Владимирский государственный гуманитарный университет). Показательно, что здесь она также не ограничивалась преподавательской деятельностью. Так, ей удалось организовать на физико-математическом факультете большой самодеятельный хор, а также создать хоровой коллектив на тракторном заводе, успешно участвовавший в смотрах-конкурсах. Этот коллектив выступал не только во Владимире, но и в области.

         Человек с активной жизненной позицией, Алла Дмитриевна в те годы проявила себя и как общественный лидер: недаром коллеги избрали ее председателем вузовского женсовета. В рамках этой организации А.Д. Комратова особое внимание проявляла к семьям педагогов-фронтовиков.

         В 1985 г. руководство Владимирского пединститута выдвинуло ее в качестве председателя жюри Всероссийского конкурса исполнительского мастерства студентов педагогических учебных заведений, проводившегося в Новосибирске.

         Постоянно совершенствуясь как педагог, Алла Дмитриевна в 1980-е и начале 1990-х неоднократно обучалась на ФПК при Московской и Ленинградской консерваториях. В это время она интенсивно занималась научно-методической деятельностью в области профессиональной подготовки учителей музыки, писала аранжировки для учебных и любительских хоровых коллективов. В 1990 г., по результатам педагогической, научно-методической и общественно-просветительской деятельности, А.Д. Комратова была утверждена в ученом звании доцента.

         На кафедре хорового дирижирования Астраханской консерватории Алла Дмитриевна стала преподавать в 1997 г. Но первые три года она совмещала работу в Астрахани с педагогической деятельностью во Владимире (в 1993 г. Владимирский педагогический институт был переименован в педагогический университет). А в 2000 г., окончательно утвердившись в штате Астраханской консерватории, она переехала из Владимира в родительский дом. Пока позволяло здоровье, Алла Дмитриевна одновременно с работой в консерватории являлась педагогом теоретического отделения Астраханского музыкального училища (руководила хором учащихся-теоретиков и вела уроки дирижирования), а также возглавляла хор «Wolgawellen» Астраханского немецкого дома. С этим любительским хором она подготовила несколько концертных программ, в которые включала не только произведения с сопровождением, но и музыку a cappella, преимущественно в собственных аранжировках.

         В Астраханской консерватории доцент А.Д. Камратова (в связи с ошибкой в документах, удостоверяющих личность, она из Комратовой стала Камратовой) читает лекционный курс по хороведению, ведет занятия по чтению хоровых партитур, рецензирует курсовые и дипломные рефераты. Вместе с тем, у нее есть выпускники по специальности: А.Бердников, С.Долиев, Н.Вавилина, Т.Джалбуров, М.Коноплева, которые работают в области избранной профессии.

         Астраханская консерватория для Алевтины Дмитриевны Камратовой стала по-настоящему родным домом. И у студентов, которые у нее занимаются, она как родная мать, воспитывает бережное отношение к alma mater, передавая им свой богатый жизненный опыт, основанный на беззаветной преданности музыкально-хоровому искусству.

Л.П. Власенко,

заведующая кафедрой дирижирования,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

К.Н. Лаврова,

преподаватель кафедры хорового дирижирования


Версия для слабовидящих