III ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН»

27 марта 2015 года состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен». Ставшее уже традиционным мероприятие было организовано Астраханской государственной консерваторией совместно с Астраханским колледжем культуры и искусств.

В своих приветственных словах, адресованных участникам и гостям конференции, заместитель министра культуры и туризма Астраханской области Я.Ю. Черницкий, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Астраханской консерватории Л.В. Саввина и директор Астраханского колледжа культуры и искусств А.В. Смиховская особо подчеркнули значимость данной конференции (шире – ее пролонгированного существования) для развития научной мысли в регионе, распространения инновационных подходов в системе музыкального образования и педагогики.

Пленарное заседание, прошедшее в Малом зале консерватории, включало в себя три Мастер-класса – кандидата психологических наук, доцента кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской консерватории О.А. Лучининой («Сценическая деятельность и сценический стресс»), кандидата искусствоведения, старшего преподавателя кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской консерватории Е.А. Соболевой («Культура и гендер: поиск смыслов в народной традиции»), народной артистки России, профессора кафедры сольного пения Астраханской консерватории Н.К. Тарасовой, в процессе которого ряд присутствовавших в зале студентов АГК и учащихся колледжа культуры могли получить профессиональную консультацию по ведению интонации, текстовому воспроизведению сложных вокальных партий, правильному звукоизвлечению. На Пленарном заседании также прозвучало два доклада – «Фестивали современном музыки в Астрахани» (старший преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории К.В. Гузенко), в котором прослеживалась история одного из важнейших композиторских фестивалей на Юге России и «Традиции домашнего обучения музыке в историко-культурном пространстве России XIX века» (кандидат культурологии, заместитель директора ГБУК «Учебно-методический центр» г. Астрахань Е.В. Секотовой).

Заседание Секции № 1 (ведущая – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина) – «Культурное наследие: история и современность» – включало в себя доклады преподавателя Астраханского колледжа культуры и искусств Л.М. Широковой («Тайны “Лебединого озера”»), кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории А.В. Свиридовой («Коррективы времени: слава, забвение, расхожесть мнений, превратности судьбы»), студентки V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров) М.С. Голованёвой («Воплощение сюжета “Откровения Иоанна Богослова” в музыке ХХ века»), студентки V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина) А.И. Беглецовой («Гротесково-абсурдная линия в творчестве А. Мосолова (на примере вокальных циклов “Три детских сценки” и “Четыре газетных объявления”)»), студента III курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор А.В. Свиридова) Ф.Э. Горяйнова («Карло Доменикони: личность в трех ипостасях – композитор, исполнитель, педагог»), кандидата психологических наук, доцента кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской консерватории О.А. Лучининой («Народные ведические практики – к вопросу о методологии исследования»), кандидата исторических наук, Master of Arts (M.A.), менеджера в сфере культуры Фонда Роберта Боша (Штутгарт, Германия) К. Ортерс («Проекты театральной педагогики в рамках программы фонда им. Роберта Боша и института им. Гёте»).

Во время заседания Секции № 2 (ведущий – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров) – «Современное образование: проблемы и пути решения. Народное художественное творчество как объект исследования» – были прочитаны следующие доклады: «Русский народный календарь астраханских липован» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств О.А. Иванова), «Исполнительский стиль Любовь Степановны Суплотовой» (аспирантка кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории Е.С. Тыщенко, научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор М.Г. Хрущева), «“Искаженные сообщения” Маурисио Кагеля: к вопросу о стиле композитора» (доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории В.О. Петров), «Музыкальные коды XX-XXI веков» (аспирантка кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории Е.И. Любимова, научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина), «Музыкальный слух и его содержание» (доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории П.П. Сладков), «Личность педагога в современном образовательном процессе как фактор самовоспитания и саморазвития» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств Ю.П. Кирилина), «“Элементы мелодии” или пишем диктанты по-новому» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств Е.В. Хамадьянова), «Читательские предпочтения студентов-музыкантов: социологическое наблюдение» (кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Е.Б. Борисова), «Специфика работы на уроках фортепиано со студентами разных специальностей в среднем звене обучения музыке» (преподаватель астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Т.П. Чуканова), «Влияние фольклорной традиции исполнительства на гармони на развитие академического баянного искусства» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств А.К. Марушкин).

Финалом конференции стал концерт студентов разных специальностей консерватории, подготовленный старшим преподавателем кафедры теории и истории музыки С.Г. Алеевой.

В Сборнике статей по материалам конференции, уже по традиции изданном к ее началу, также помещены статьи ряда заочных участников конференции: доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Т.В. Карташовой («Из истории музыкальной культуры Южной Кореи: вокальный жанр минъё»), преподавателя астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Ю.С. Петровой («Об образной семантике пьесы “Кокетка” Антона Аренского»), студентки V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина) М.В. Мелюковой («Камерно-вокальное творчество А. Веберна в контексте австро-немецкой музыкальной культуры»), студентки V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров) К.Н. Земляковой («“Формализованная музыка”: теоретическое осмысление стохастического метода Янниса Ксенакиса»), кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории М.Г. Хрущёвой («О своеобразии структуры двойных фуг в цикле “24 прелюдии и фуги” ор.151 А.А. Бренинга»), студентки III курса культурологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств Е.С. Данильян («Отечественный кинематограф о великой отечественной войне: рефлексивный аспект»), преподавателя Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Республики Бурятия «Колледж искусств им. П.И. Чайковского» М.И. Бутухановой («Симфонический синдром Кота Василия или что хотел сказать маэстро (к 80-летию со дня рождения профессора О.И. Куницына)»), преподавателя бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омский областной колледж культуры и искусства» Е.И. Чахмахчян («Плюсы и минусы современной культуры»), профессора кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской консерватории В.С. Смиховского («Фестиваль “Дни современной музыки в Астрахани” – фактор стимулирующий развитие исполнительства на кларнете в Астраханской консерватории»), кандидата политических наук, заместителя директора по научной работе Астраханского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доцента по кафедре «Государственное и муниципальное управление» Э.Ш. Идрисова («Особенности этнокультурных процессов и организация этновоспитательной работы в молодежной среде»), преподавателя музыкально-теоретических дисциплин ДШИ № 22 г. Астрахань А.В. Анастасовой («Активизация учебного процесса на уроках слушания музыки»), преподавателя БГОУ АО СПО «Астраханский автомобильно-дорожный колледж» И.Н. Харьковской («Легко ли быть молодым?»), методиста ОГОБУ СПО «Ульяновское училище культуры (техникум)» Е.С. Зев («Активные формы продвижения инновационного педагогического опыта в СПО»), студента V курса специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» (повышенный уровень) бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Омский областной колледж культуры и искусства» Д.Е. Скворцова («Использование приёмов и методов коучинга в профессионально-личностном становлении студентов»), методиста областного государственного образовательного бюджетного учреждения среднего профессионального образования «Ульяновское училище культуры (техникум)» А.С. Гиль («Применение инновационной образовательной технологии – «мастер-класс»  для развития творческого потенциала студентов-дизайнеров Ульяновского училища культуры»).

В.О. Петров

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих