«СЮЖЕТНО-СМЫСЛОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРФИЧЕСКОГО МИФА В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ» (о лекции А.В. Свиридовой в рамках НТСО)

25 марта 2015 года в рамках НТСО состоялась лекция кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Алевтины Васильевны Свиридовой «Сюжетно-смысловые аспекты орфического мифа в музыке и литературе».

Как известно, мифология Древней Греции и Древнего Рима явилась одной из важнейших составляющих мировой культуры. На основе легенд и сказаний создали свои поэмы Гомер, Гесиод, Аполлоний Родосский, писатели и поэты (Павсаний, Плутарх, Вергилий, Овидий), художники (да Винчи, Боттичелли, Тициан, Рубенс, Ван-Дейк, Рембрандт, Пуссен и многие другие). Образы и сюжеты древнегреческой мифологии отразили В. Шекспир, П. Корнель, Ж. Расин, Ф. Шиллер, И. Гете; первооснова европейской оперы – античная драма, «озвученная» композиторами.

В рамках лекции были представлены версии сюжета, укладывающиеся во временные рамки шести столетий, различные по жанрам, стилям, языковым средствам и композиционным формам. В музыке сюжет об Орфее был воплощен в многочисленных театральных постановках с музыкой (музыкальные интермедии на «Сказание об Орфее» поэта Анджела Полициано), «музыкальных драмах» = «пасторальных сказках» (Я. Пери, Д. Каччини – «Эвридика»), музыкальных драмах (оперы «Орфей» К. Монтеверди и К.В. Глюка), трагедии на музыку («Орфей» Е. Фомина), оперетте («Орфей в аду» Ж. Оффенбаха), камерных операх («Несчастья Орфея» Д. Мийо, «Сказка об Орфее» А. Казеллы), трилогии («Орфеиды» Ж.Ф. Малипьеро), театральном представлении = «поэзии в форме зрелища» («Гиперион – печальный Орфей» Б. Мадерна), драматической сцене («Нения: смерть Орфея» Х. Биртвистла), лирической трагедии («Маска Орфея» Х. Биртвистла), хоровой композиции a cappella («Орфей за проволокой» Х.-В. Хенце), хореографическом спектакле («Орфей» Ж.Ж. Роже-Дюкаса), балетах («Орфей» Х.-В. Хенце), транскрипции (опера «Орфей» К. Монтеверди для большого оркестра  О. Респиги), электронной музыке (балет «Орфей» П. Анри и П. Шеффера), опере («Орфей» Ф. Гласса по киносценарию Ж. Кокто), рок-опере («Орфей и Эвридика» А. Журбина).

Сюжетика орфического мифа в поэзии и литературе была раскрыта на примерах творчества И. Анненского, А. Блока, В. Брюсова, М. Волошина (цикл сонетов «Carona astrabis»), К. Вагинова (роман «Козлиная песнь»), А. Кондратьева (рассказ «Орфей»), поэзии М. Цветаевой, Ф. Сологуба, В. Ходосевича, А. Тарковского, Вяч. Иванова, А. Белого, эссе И. Бродского («Девяносто лет спустя»)…

В заключении А.В. Свиридова подчеркнула, что пройдя через тысячелетия человеческой истории, меняя сюжетно-смысловое наполнение, миф об Орфее сохранил свою привлекательность этической идеей самопожертвования верности, любви.

 

В.О. Петров

доктор искусствоведения, доцент

кафедры теории и истории музыки

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих