Обзор периодической печати из фондов библиотеки Астраханской консерватории

Среди огромного количества произведений печати, составляющих фонды библиотеки Астраханской государственной консерватории, немалую долю занимают периодические издания.

Материалы публикаций в журналах и газетах – это дополнительные источники информации по самому широкому спектру вопросов. Тем, кто проводит научные изыскания, хорошо известно, какую большую пользу может принести даже маленькая журнальная статья или заметка в газете при подборе материала по интересующей теме.

Министерство образования и науки РФ уделяет серьезное внимание подписке ВУЗов на периодику. Не случайно в ежегодных отчетах образовательных учреждений обязательно указывается количество профильных и непрофильных изданий периодической печати, на которые осуществлялась подписка в истекшем году. Для нашего ВУЗа особый интерес представляют, несомненно, те газеты и журналы, которые содержат статьи о музыке и музыкантах.

Периодические издания, посвященные вопросам музыкального искусства, начали появляться в странах Западной Европы в XVIII веке как результат возросшего интереса к музыке и заметно умножившегося числа профессиональных музыкантов. Первыми музыкальными журналами стали «Музыкальная критика», издававшаяся И. Маттезоном в Германии в 1722 — 1723 и 1725 годах, и «Музыкальный патриот» того же издателя, вышедший в  1728 году. Со второй половины XVIII века специальные музыкальные журналы стали издаваться во Франции («Понимание любителем музыки различных музыкальных произведений»,1756 г.) и Англии («Обозрение новых музыкальных изданий», 1784 г.).

А в последней четверти XVIII века зародилась русская музыкальная периодика: в 1774 году в Москве был издан первый нотный журнал «Музыкальные увеселения…». Вслед за ним начали появляться и другие периодические печатные издания, которые знакомили любителей музыки с творчеством зарубежных и отечественных композиторов и публиковали пьесы для фортепиано, гитары, а также песни, романсы и отрывки из популярных опер.

Первым музыкальным журналом, изданным в провинции, стал «Азиатский музыкальный журнал», который выходил в Астрахани в 1816 — 1818 годах и представлял собой первый в России опыт записи и публикации музыкального фольклора народов Средней Азии и Кавказа.

В настоящее время подписка на периодику является непростой задачей для образовательных учреждений, особенно для ВУЗов. Из всего многообразия предлагаемой издательствами периодической литературы необходимо выбрать не только самые интересные, полезные в профессиональном отношении, наукоемкие, так называемые, профильные, издания, но и грамотно подобрать такие газеты и журналы, которые способствовали бы расширению кругозора, развитию интеллекта и духовному росту читателей.

Ежегодно Астраханская консерватория оформляет подписку на различные издания. В списке получаемой нашим ВУЗом периодической печатной продукции свыше 25 наименований. Большее внимание уделяется, конечно, изданиям, освещающим вопросы истории и теории музыки, проблемы исполнительства и музыкальной педагогики.

Первоначально французское слово «jornal» переводили как «дневник». Чтобы убедиться в удивительной точности такого перевода, достаточно перелистать подшивки журналов за несколько лет. Так, например, даже музыкальные журналы – издания конкретной тематической направленности – были (и остаются) отражением не только музыкальной, но и политической, и даже экономической жизни страны.

Вот лишь несколько примеров.

Научно-теоретический и критико-публицистический журнал «Советская музыка» был создан Союзом советских композиторов и Сектором искусств Наркомпроса и начал выходить с 1933 года.

Ориентированный на профессиональных музыкантов, журнал в первых же своих выпусках поставил серьезные задачи перед советским музыковедением. Резко критикуя «академизм музыковедческой массы», он призывал обратить пристальное внимание на музыку советских композиторов, на проблемы социалистического реализма в музыкальном искусстве и требовал рассматривать музыку как «участок художественного фронта», как «форму идеологии и фактор классовой борьбы». По мнению журнала, подлежало переосмыслению и классическое музыкальное наследие. «Имеем ли мы какие-нибудь марксистские работы о Скрябине, Рахманинове, Танееве?» – сурово вопрошал главный редактор Н.Челяпов в одной из своих статей. (Советская музыка. – 1933. – №4).

С самого момента рождения журнала «Советская музыка» определился круг его тем: здесь публиковали статьи, посвященные творчеству отечественных и зарубежных классических композиторов, рассматривали вопросы теории и практики музыкальной педагогики, обсуждали проблемы исполнительского мастерства. В рубрике «Трибуна композиторов и музыковедов» музыкальные деятели дискутировали по различные вопросам музыкального искусства и рапортовали о своих достижениях. Журнал следил за музыкальными событиями в стране и за рубежом, помещал на своих страницах критические статьи и рецензии на театральные премьеры и концерты.

На протяжение всей истории журнала, его судьба была неразрывно связана с судьбой страны. В 1941 году вышло всего несколько номеров «Советской музыки». Началась война… Издание возобновилось только в 1946. В этот юбилейный, десятый год выпуска, «Советская музыка» стала выходить ежемесячно. Первый номера журнала за 1946 год начинался статьями, посвященными советской музыке, написанной в годы войны, исполнителям, выезжавшим на передовые позиции, музыкантам осажденного Ленинграда.

В разное время главными редакторами издания являлись известные советские музыкальные деятели. Первым редактором «Советской музыки» был первый председатель Московского отделения Союза композиторов Николай Иванович Челяпов. Возглавляли журнал также – советский композитор и педагог Дмитрий Борисович Кабалевский и советский музыковед Юрий Всеволодович Келдыш, в последствие – главный редактор «Музыкальной энциклопедии» (1973 — 1980). Более сорока лет главным редактором «Советской музыки» был советский музыковед, музыкальный критик Юрий Семенович Корев.

В 1950-е годы «Советская музыка» делает акцент на музыкальной культуре народов СССР и знакомит читателей с музыкой народов дружественных стран. Рассказ о новых произведениях советских композиторов журнал сопровождает подробным музыковедческим анализом и нотными примерами. В этот же период в журнале появляются вклейки из плотной бумаги, на которых печатают портреты композиторов, редкие автографы, фотографии сцен из оперных спектаклей и т.п.

Дизайн обложки журнала не претерпевал серьезных изменений. Но в 1992 году внешний вид издания заметно обновился: увеличился размер листа, возросло количество страниц. Сам же журнал вышел под «двойным» названием: вверху мелким шрифтом было напечатано – «Советская музыка», а ниже крупным – новое «имя» издания. А уже в 1993 на обложке было только – «Музыкальная академия». После распада Советского Союза советская музыка ушла в историю.

Экономическое положение страны в начале 1990-х резко отразилось на издании. Журнал печатался на бумаге низкого сорта, плохого качества и был даже на грани закрытия «в связи с непредсказуемостью инфляционных процессов» (Музыкальная академия. – 1992 – №2). Однако, в эти же годы стали очевидными положительные изменения в идеологической политике журнала. Появились, например, рубрики «Духовная музыка Отечества» и «Страницы духовной культуры». Стали публиковать статьи под заголовками «Величит душа моя Господа», «Ислам и музыка», «О церковном уставе и церковном пении». Среди авторов статей начали встречаться имена священников. (Нпр.: Нечипоров Б. (о. Борис) Вера – залог свободы духа. – 1993. – №1). Со второй половины 1990-х бумага журнала заметно побелела, количество страниц перевалило за 200, увеличилось число фотографий в номерах.

Сегодня «Музыкальная академия» – солидный, в глянцевой обложке, выходящий раз в квартал научно-критический журнал с яркими цветными фотографиями, рассказывающий о проблемах жизни в творчестве, о философии искусства, о судьбах исполнительских школ. Его главный редактор – Марина Владиславовна Воинова – органист, композитор, музыковед, педагог. «Музыкальная академия» входит в список изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки для публикаций материалов диссертационных исследований по специальности «Музыкальное искусство». В связи с этим приятно отметить, что в этом журнале опубликованы научные статьи преподавателей, студентов и аспирантов нашей консерватории.

Адресованный широкому кругу любителей музыки, критико-публицистический журнал  «Музыкальная жизнь» был основан в 1957 году. Его учредителями стали Союз композиторов и Министерство культуры СССР. Выходил журнал объемом в 24 страницы два раза в месяц.

Журнал следил за судьбами молодежи на эстраде и пропагандировал массовое хоровое искусство. На страницах «Музыкальной жизни» активно обсуждали оперные постановки на сценах страны и прославляли успехи советского искусства на Всемирных выставках и Международных конкурсах. Кроме того, в журнале рекламировали новинки музыкальных издательств – книги о музыке, ноты, грампластинки.

Характерной чертой журнала «Музыкальная жизнь» в 1960 — 1970-е годы были передовицы официального содержания – обращения, постановления, воззвания, так или иначе касающиеся музыкантов и музыкальной жизни страны. Это могла быть, например, статья под заголовком-призывом «К новым успехам!», определяющая цели и задачи советских музыкантов на ближайшее время, или «Обращение Секретариата Союза композиторов СССР к композиторам и музыкальным деятелям всего мира». Очень часто в журналах этих лет публиковали статьи, посвященные музыкальным предпочтениям Ленина или народному музыкальному творчеству, прославляющему «любимого вождя» («Акын поет о Ленине»).

Журнал всегда исправно вел музыкальный календарь, рассказывая о юбилейных датах выдающихся музыкантов и музыкальных премьер. На страницах журнала отмечались также и знаковые даты в жизни страны. Так, например, ежегодно в одном из осенних выпусков публиковали статьи, посвященные очередной годовщине революции. Юбилейным датам Победы в Великой Отечественной войне посвящался целиком один из номеров журнала, в котором публиковались статьи о музыкантах-фронтовиках, о музыкальных произведениях, написанных в годы войны, об искусстве, которое помогло советскому народу выжить и победить.

Не оставались без внимания журнала крупные культурные события в стране. В 1980 году передовица 8-го номера журнала была озаглавлена «Навстречу Олимпиаде-80» и включена в рубрику «Искусство и спорт». В интервью «Музыкальной жизни» заместитель министра культуры СССР, председатель оргкомитета «Олимпиада-80» В.Ф. Кухарский рассказывал о культурной программе XXII-х летних олимпийских игр в Москве.

Пост главного редактора журнала в разные годы занимали известные советские музыкально-общественные деятели. Первым главным редактором «Музыкальной жизни» был Виктор Аркадьевич Белый (1904 — 1983) – педагог и композитор, автор популярных в прошлом песен «Орленок», «В защиту мира» и др. Это при нем в 1960 году в середине журнала появилась нотная вкладка с произведениями отечественных и зарубежных классиков, новинками советской музыки. Были главными редакторами «Музыкальной жизни» и советские музыковеды: Иннокентий Евгеньевич Попов (1923 — 1990)– автор статей по музыкальной эстетике, и Яков Моисеевич Платек, 20 лет возглавлявший журнал. До недавнего времени пост главного редактора занимала Елена Марксовна Езерская – театральный критик, писатель, драматург.

Начиная с 1979 года, периодически менялся дизайн обложки журнала «Музыкальная жизнь». Менялся и формат листа. В середине 1960-х и 1970-х журнал «подрастал» – его листы становились выше и шире, а в 1993, по причинам экономического характера, вернулись почти в первоначальные свои размеры. Экономическая нестабильность отразилась и на периодичности издания. В начале 1990-х «Музыкальная жизнь» выходила нерегулярно, а выпуски часто объединяли по два номера. В то же время, произошли некоторые изменения и в содержании журнала: передовица утратила свой официальный характер, появились статьи о русской духовной музыке, как дань моде в номерах стали печатать астрологические прогнозы, рубрика «Звездная тусовка» начала знакомить читателей с направлениями современной эстрадной музыки. После 1995 года журнал получил цветную обложку и стал выходить ежемесячно, «Звездную тусовку» сменил «Рок-барометр», представляющий рок-музыку как интересное и заслуживающее внимания явление. А накануне третьего тысячелетия известные музыканты на страницах журнала подводили итоги уходящего века и делились планами на будущее.

В 2014 году журнал возглавила Евгения Давидовна Кривицкая – доктор искусствоведения, профессор, член Союза композиторов России, концертирующая органистка, автор научных и критико-публицистических работ. Сегодня «Музыкальная жизнь» делает широкий обзор музыкальных событий в России и за рубежом, информирует читателей о репертуаре и премьерах театров разных городов, обсуждает проблемы детского музыкального творчества, знакомит с историей музыки и жанрами музыкально-сценического искусства. Среди героев публикаций «Музыкальной жизни» отечественные и зарубежные композиторы, режиссеры, артисты, дирижеры, творческие коллективы. Объем журнала – 96 полос, у него твердая глянцевая обложка, большое количество цветных иллюстраций, нотную вкладку заменили аудио-диски. Интересные статьи и оригинальная подача материала делают «Музыкальную жизнь» привлекательной для разных поколений музыкантов и любителей музыки.

Журнал продолжает писать музыкальную летопись, через призму музыкальных событий показывая нам значимые события эпохи.

Наряду с журналами с богатой историей, в новейшее время читателям предлагают новые интересные издания, разносторонне освещающие проблемы музыкального искусства. Одно из них – ежемесячный, издаваемый с 2001 года иллюстрированный музыкально-информационный журнал «Музыкант-классик», адресованный профессиональным музыкантам и любителям классической музыки – как традиционной, так и авангардной. Издание рассказывает о работе ведущих российских музыкантов, о творческих коллективах, о конкурсах и фестивалях, публикует материалы о знаменитых музыкантах –  педагогах и исполнителях. Журнал издается при консультативном участии Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Института художественного образования Российской Академии образования.

Широкому кругу читателей – органистам-исполнителям, педагогам, учащимся, почитателям органного искусства, увлеченным любителям органной музыки – адресован ежеквартальный журнал «Орган», посвященный актуальным вопросам органной культуры в России и за рубежом, рассказывающий о важных событиях, происходящих в органном музыкальном мире. Журнал основан в 2009 году, главным редактором является Евгения Давидовна Кривицкая – доктор искусствоведения, органистка, композитор. Издание знакомит с историей органного искусства, публикует материалы, посвященные проблемам исполнительства и вопросам педагогики, ноты органных произведений. Номера иллюстрированы цветными фотографиями.

Все о мире фортепиано рассказывает основанный в 2010 году ежеквартальный журнал «Piano форум». Издание публикует редкие архивные материалы, посвященные выдающимся именам и великим эпохам, знакомит с молодыми пианистами-исполнителями и фортепианными мастерами России, рассказывает о русских фортепианных исполнительских школах и новых сочинениях для фортепиано. В журнале анонсируются новые книги о фортепианных произведения и исполнителях, аудио-диски. Номера содержат множество цветных фотографий и нотных примеров.

Актуальным проблемам высшего музыкального образования посвящен научно-аналитический и научно-образовательный журнал с одноименным названием. Издается с 2009 года. Учредитель – Нижегородская консерватория им. М.И. Глинки, главный редактор – проректор по научной работе, заведующая кафедрой философии и эстетики, доктор культурологи, профессор Т.Б. Сиднева. Журнал рассматривает проблемы теории и истории музыки, теории и истории исполнительства, методики и педагогики музыкального образования. В сфере интересов издания – музыка в ее художественных параллелях и взаимосвязях, музыкальная наука в поисках новых методов исследования.

Вопросы теории и истории музыки, фольклористика, исполнительское искусство, музыкальная педагогика, инструментоведение – далеко не полный перечень тем ежемесячных научных журналов «Музыка и время» и «Музыковедение», публикующих научные работы ведущих отечественных музыковедов и молодых ученых.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Страницы: 1 2


Версия для слабовидящих