День российской науки

Начиная с 1999 года, 8 февраля ежегодно отмечается как День российской науки. Эта дата выбрана не случайно, поскольку 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук

         Читайте очерк о научной деятельности в Астраханской консерватории, написанный доктором искусствоведения, профессором, проректором по научной работе АГК Людмилой Владимировной Саввиной.

Научная деятельность Астраханской консерватории: история и современность

В ноябре 2014 года Астраханская консерватория отметила 45-летие – время, которое определило развитие музыкальной науки. На начальном этапе становления вуза, в 1970-е годы, научная деятельность консерватории была связана с двумя основными направлениями, получившими обоснование в исследованиях М.А. Этингера в области историко-теоретического музыкознания и региональной музыкальной культуры. В 1970-е годы в музыкальных вузах нашей страны Марка Ароновича знали как исследователя творчества И.С. Баха. Его кандидатская диссертация и вышедшая затем книга «Гармония И.С. Баха» впоследствии послужили основой для монографии и докторской диссертации «Раннеклассическая гармония». Этот фундаментальный труд посвящен не только творчеству Баха, но его современникам. В нем дан широкий обзор западно-европейской музыки с позиций формирования и зарождения черт классической гармонии, что позволило автору ввести термин «раннеклассическая гармония». Труд М.А. Этингера в какой-то степени корреспондировал с книгой Л.Мазеля «Проблемы классической гармонии», вышедшей семью годами раньше (примечательно, что в журнале «Советская музыка» автором отзыва «Размышление над классической гармонии» на книгу Л.Мазеля был М.А. Этингер). Понимание нравственной, исторической роли предшественников отражен Этингером и во вступительной статье к книге Э.Курта «Романтическая гармония и ее кризис в “Тристане” Вагнера». Исследование Курта Марк Аронович относил к числу высочайших достижений зарубежной музыкальной науки. Деятельности одного из основателей Астраханской консерватории и его научной школы была посвящена Всероссийская конференция, проходившая в Астрахани в 2004 году, «М.А. Этингер: ученый и педагог».

Второе направление, намеченное в исследованиях М.А. Этингера, музыкальное краеведение, которым он стал заниматься в середине 1960-х годов, стало глубоко почвенным и имело многих последователей. Первое издание, сделанное в Астрахани совместно с литературоведом П.С. Самаренко, это сборник записей песен «Трудовые рыбацкие песни Волго-Каспия», подаренный М.Этингером своему педагогу по фольклору Татьяне Васильевне Поповой. Впоследствии в центральных изданиях появились его статьи и книги «Русские народные песни Астраханской области (совместно с В.П. Самаренко)», «Внимание краеведению», «М.П. Максакова и Астраханский край», «Музыкальная культура Астрахани».

Сегодня научное направление «Региональная музыкальная культура» в Астраханской консерватории определяется решением задач регионального характера и отражает следующий проблемный ряд: 1) историко-культурные аспекты сохранения традиций региональной культуры; 2) концепция художественного образования в консерватории; 3) освоение региональной системы музыкального фольклора; 4) региональные традиции татарской народной музыки. В содержании данного направления научно-исследовательской работы вуза явственно обозначена тенденция, нацеленная на формирование Астраханской музыкально-этнографической школы, внимание которой сосредоточено на изучении и системном описании основных пластов национальной региональной культуры, самобытность которой определяется взаимодействием различных национальных традиций: татарской, казахской, ногайской, армянской, немецкой и др. В последние годы в содержании исследовательской работы этого направления одно из доминирующих положений занимает проблема аналитического осмысления    педагогических и творческих традиций Астраханской консерватории. Возникает необходимость осознания самобытности вуза, исторической значимости существующих в нем педагогических и творческих школ, конкретизации его исторического значения и реального положения в современном социокультурном пространстве. Реализация этой установки сразу же отразилась на историографическом параметре научно-исследовательской деятельности вуза. Так, заслуженный деятель искусств, профессор Л.П. Власенко выпустила серию изданий, посвященных деятельности педагогов Астраханской консерватории: «Панорама музыкальной жизни Астрахани» (литературная премия им. В.Хлебникова, 2006), «Наталья Тарасова или жизнь в режиме non stop», «Квартет “Скиф”. 20 лет вместе», «Сергей Комяков. Творчество как смысл жизни», «Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории». В течение последних лет возникла идея создания вестника Астраханской консерватории «Камертон», в котором находят отражение основные события жизни вуза (выходит с 2006 года). В нем помещены отклики, рецензии и отзывы на фестивали, конференции, концерты, новые книжные издания; отдельные рубрики посвящены проблемам музыкальной науки и педагогики, а также научной и творческой деятельности консерватории и музыкальной культуре города. В 2014 году был издан 13 выпуск. В рамках данного направления проведены конференции «Астраханская консерватория: научная мысль и музыкально-педагогическая деятельность», «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика».

Теоретическое музыкознание, связанное с исследованием проблем лада, мелодии, гармонии, нашли отражение в кандидатских диссертациях педагогов кафедры теории и истории музыки, защищенные в начале 1980-х годов. Направление «История и теория музыкального искусства», возглавлявшееся М.А. Этингером до конца 1990-х годов, связано с исследованием фундаментальных проблем современного исторического и теоретического музыкознания. В нем актуализируются вопросы музыкального содержания, музыкальной формы, стиля, жанра, драматургии, музыкального символизма, музыкального фольклора.

В данном направлении проводится исследование тем, связанных с музыкальным содержанием, разработка которых принадлежит доктору искусствоведения, профессору Л.П. Казанцевой. Под ее руководством защищены кандидатские и докторские диссертации, где получили развитие идеи теоретического обоснования содержания музыкального произведения. Музыкальное содержание рассматривается автором в широком контексте художественной культуры: во взаимодействии с другими видами искусств, оказывающих влияние на музыкальное содержание. В сфере научных приоритетов автора широкий круг проблем, лежащих на пересечении музыкознания, эстетики, литературоведения, философии. Особое внимание в работах Л.П. Казанцевой уделено проблемам воплощения авторского начала, программной музыке и ее восприятию слушателем, музыкальному прочтению словесного текста, целостности художественного содержания. Её работы и учебные пособия «Автор в музыкальном содержании», «Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни», «Содержание музыкального произведения в контексте художественной культуры», «Анализ художественного содержания вокального и хорового произведения», «Основы теории музыкального содержания», «Хрестоматия по музыкальному содержанию» широко внедряются в учебный процесс не только Астраханской консерватории, Волгоградского института искусств и культуры, но и музыкального колледжа и музыкальных школ и школ искусств. Л.П. Казанцева является разработчиком авторских курсов «Теория музыкального содержания», «Музыкальное содержание в контексте художественной культуры», которые читает для студентов и аспирантов. Она является победителем и лауреатом конкурсов: Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вуза (Сочи, 2006), Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вуза (Сочи, 2010), Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года (Фонд развития отечественного образования) и лауреат Международного конкурса «Лучшая научная книга в гуманитарной сфере – 2013» (ВятГГУ ЦИТО).

В рамках направления «История и теория музыкального искусства» разрабатываются темы музыкального символизма в отечественной музыке (кандидат искусствоведения, профессор О.И. Поповская), жанра мистерии в отечественной музыке последней трети ХХ века (С.Г. Алеева), звукоорганизации музыки ХХ века (доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина), современной нотации (профессор Ю.П. Гонцов), музыкальной фактуры (кандидат искусствоведения, профессор А.В. Свиридова «Музыкальная фактура и ее пространственные координаты») и др.

Инструментальный театр ХХ века стал объектом исследования докторской диссертации В.О. Петрова, защищенной в марте 2014 года. В монографии «Инструментальный театр ХХ века: вопросы истории и теории жанра» широко представлены анализы научно-художественных текстов основоположника инструментального театра М.Кагеля, а также видных представителей жанра – Д.Кейджа, Б.-А.Циммермана, К.Штокхаузена, Х.Хенце, Тан Дуна, Я.Ксенакиса, Т.Джонсона, Х.Геббельса; сочинения отечественных композиторов – В.Мартынова, С.Губайдулиной, В.Сильвестрова, С.Слонимского, Д.Смирнова, Ф.Караева и других. Основная цель работы – исследование роли и функций инструментального театра, которые он выполняет в общей системе культуры ХХ века, породив большое количество жанров в разных сферах искусства (хэппенинг, поп-арт, видео-арт, идеографическая живопись и т.д.). В исследовании содержится и обосновывается классификация жанра, вводятся новые понятия: инструментальная композиция со словом, инструментальный спектакль (и его разновидности), инструментальный ритуал, сценическая реализация инструментального опуса. Магистральным в монографии В.О. Петрова избран комплексный подход, связанный с природой жанра – синтезом искусств. Он побудил автора к применению нового, еще непривычного инструментария, нетрадиционных ракурсов, критического пересмотра научных стереотипов.

Тема современное авангардное искусство нашла продолжение в книге В.О. Петрова «“Мадригалы”» в контексте творчества Джорджа Крама». На примерах четырех циклов «Мадригалов» автор анализирует средства и процесс «озвучивания» произведений композитора, в которых стиль предстает как совокупность черт, окрашенных специфической выразительностью, как развернутая языковая система семиотического изучения художественных явлений, как образ с его ценностной изобразительностью. В.О. Петров является лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу среди преподавателей вузов (Сочи, 2011 г.).

Фольклорное направление разрабатывается в трудах М.Г. Хрущевой «Удмуртская обрядовая и песенная традиция», «Песенно-обрядовая традиция удмуртов в контексте этнической культуры (музыкально-этнографические очерки)», докторской диссертации Л.П. Ивановой «Фольклоризм в отечественной музыке последней трети ХХ века», К.В. Гузенко.

Начиная с 90-х годов, в консерватории начинают активно развиваться еще два научных направления: «Философские и эстетические проблемы художественной культуры и искусства» и «Психологические и педагогические проблемы музыкального и общегуманитарного образования».

Направление «Философские и эстетические проблемы художественной культуры и искусства» охватывает темы исследований, разрабатываемых на кафедрах теории и истории музыки, общегуманитарных дисциплин: актуальные проблемы музыкальной философии и эстетики, музыкальная семиотика, музыкальная психология, музыкальная социология. Структура этого направления определяется двумя принципами, являющимися базовыми для современной отечественной музыкальной науки: 1) с одной стороны, заметной тенденцией к дифференциации и специализации объектов исследования с целью адаптации современных научных методологий, что повышает инновационный тонус содержания научно-исследовательской работы в целом; 2) с другой стороны, значимостью междисциплинарного подхода, обусловленного потребностью музыкальной науки в привлечении теоретического аппарата гуманитарных и даже точных наук (например, история и теория культуры, глубинная психология, структурализм, философская антропология, синергетика, социология, теория информации, вопросы коммуникации и др.), что позволяет существенно расширить спектр исследуемых явлений и анализировать  недоступные для традиционного музыкознания системы старинной музыки и музыки современной, постмодернистской. Например, при поддержке  Министерства культуры РФ в 2008 году года  проведена  Международная конференция «Музыка в ряду искусств: параллели и взаимодействия», в 2011 году – Всероссийская конференция «Поэтика музыкального произведения: новые научные направления», в ноябре 2012 проведены Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в современном мире: параллели и взаимодействие», Всероссийская конференция «Музыкальное произведение в контексте художественной культуры», в которых участвовали как музыковеды, так и социологи, философы, психологи, литературоведы. По материалам конференций опубликованы сборники статей.

В сфере направления «Философские и эстетические проблемы художественной культуры и искусства» актуализируется проблема музыкальной семиотики, нашедшая отражение в тематике трех международных научных конференций и публикации сборников статей по материалам  «Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития» при финансовой поддержке РГНФ, которые были проведены в ноябре 2006 и 2008 годов и финансовой поддержке Министерства культуры РФ в 2013 году, а также докторской диссертации Л.В. Саввиной «Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики». Научная новизна исследования определяется подходом в изучении проблемы звукоорганизации музыки ХХ века с точки зрения современных семиотических представлений. В работе дается определение и классификация звуковысотных кодов, выделены три системы кодирования: 1) на основе выполнения нормативов (серийная техника); 2) вследствие нарушения правил (неоклассицизм, постсериальность); 3) на основе создания новых кодов (сонорика, алеаторика). Анализ звуковысотных кодов позволил подойти к произведению ХХ века как носителю информации. Поскольку музыкальное сочинение, основанное на индивидуальных звуковысотных структурах, кодирует информацию, зашифровывает смысл сообщения, важнейшей задачей работы стало исследование соотношения понятий информация и смысл музыкального сообщения, а также проблемы коммуникативных связей, рассматриваемых с позиций адресата (слушателя).

         Анализ звуковысотной организации позволил выделить в работе наиболее важные аспекты: 1. Историко-культурный, в контексте которого звукоорганизация становится отражением определенного типа мышления художника и его мировоззренческой установки; 2. Музыкально-лингвистический, с позиций которого звукоорганизация представлена как языковая система, обладающая специфическим кодом; 3. Коммуникативный, связанный с проблемой двусторонних отношений между отправителем и получателем сообщения; 4. Методологический, направленный на исследование имманентно-языковых норм звукоорганизации ХХ века.

Положения данной работы нашли практическое применение в учебных авторских курсах «Современная гармония», «Музыкальная семиотика», которые читаются студентам и аспирантам консерватории. Под руководством Л.В. Саввиной защищены докторские и кандидатские диссертации.

Философские и эстетические проблемы разрабатываются в работах кандидата искусствоведения, доцента И.М. Некрасовой, работающей над докторской диссертацией «Поэтика тишины». В работе охвачен широкий материал, связанный с современной западной и отечественной музыкой. Тишина рассматривается как философская категория, художественный образ и комплекс выразительных средств, получила, по мнению автора, преломление во всех ведущих направлениях искусства 1970-1990-х годов. При этом тишина не разъединяет, а связывает разнонаправленные тенденции, нередко выступая в функции некоего «центрального элемента». Поэтому в музыкальном искусстве она нередко берет роль своеобразной «тоники», искомого консонанса, общего поля образно-смысловой интеграции различных художественно-стилевых тенденций.  Основные положения работы находят применение в лекционном курсе «Музыка народов мира».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Страницы: 1 2


Версия для слабовидящих