О научном методе Л.В. Саввиной

         В научной статье «Из опыта междисциплинарного взаимодействия музыкознания, семиотики и теории информации в XXI веке» кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции теоретико-исполнительского факультета Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Сергей Павлович Полозов рассматривает результаты взаимодействия музыкознания, семиотики и теории информации в научном методе доктора искусствоведения, профессора, проректора по научной работе Астраханской консерватории Людмилы Владимировны Саввиной, активно применяющей в своих музыковедческих исследованиях семиотический и информационный подходы.

Из опыта междисциплинарного взаимодействия музыкознания, семиотики и теории информации в XXI веке

Выбор методологии для проведения музыковедческих исследований – одна из острейших проблем современной музыкальной науки. Приступая к исследованию, ученый всегда ставит перед собой вопрос, какими методами решать поставленные научные задачи. А возможности выбора на современном этапе развития науки весьма велики. Уже сейчас музыкознание активно вовлекает в круг своих научных интересов различные отрасли знания от гуманитарных до точных наук. И тенденция к расширению междисциплинарных взаимодействий продолжает нарастать [1].

В этих условиях представляется насущной необходимостью взглянуть на уже накопленный опыт, оценить результаты междисциплинарных взаимодействий. Мы уже предпринимали попытку рассмотреть характер такого взаимодействия, где информационный подход использовался в «содружестве» с музыкознанием и семиотикой [2]. Однако это касалось исследований прошедшего века. В XXI в. актуальность такого рода исследований сохраняется. Мы попытаемся рассмотреть некоторые результаты взаимодействия музыкознания, семиотики и теории информации в научном методе JI.B. Саввиной, активно применяющей в своих музыковедческих исследованиях семиотический и информационный подходы.

Работы, на которые мы хотели бы обратить внимание, имеют различную направленность, что позволяет сгруппировать их определенным образом в соответствии с областью поднимаемых в исследованиях научных проблем. При этом всех их объединяет обращение к семиотике и теории информации.

Прежде всего обратим внимание на ряд статей Саввиной [3; 4; 9], где исследуется звуковая организация музыки XX в. в семиологическом аспекте. В этих работах ученый подходит к музыке как к объекту семиотического исследования. И объединяет их общая исследовательская направленность.

Приступая к рассмотрению сложившихся в XX в. условий для музыкальной коммуникации, Саввина исходит из того, что «любое произведение искусства, в том числе и музыкальное, является носителем информации. В то же время каждый культурный феномен кодирует сообщение в языковых средствах, отражающих специфику данного вида искусства. Тем самым затрудняется характер общения, что приводит к ослаблению коммуникативных связей. Тенденция к информационной изоляции – шифровке смысла, не лежащего на поверхности, в XX веке проявляется во всех видах искусства – музыке, живописи, поэзии, литературе» [9, 24] (См. также [3,46; 4, 159]). Такая постановка проблемы, безусловно, предполагает при ее разрешении необходимость обращения к информационному подходу, так как в качестве одного из главных критериев осуществления коммуникативной связи музыки со слушателем принимается доступность информации, заключенной в музыкальном произведении. Также здесь можно составить предварительную картину представлений ученого о самой информации. Прежде всего отметим синонимическое употребление понятий информации и сообщения, что соответствует обыденному толкованию информации. При этом обнаруживается непосредственная ее связь со смыслом, поскольку ее доступность в музыкальной коммуникации ставится в непосредственную зависимость от того, как он зашифрован. Отсюда она должна рассматриваться как содержание кодируемого и относиться к сфере идеального, а следовательно, получить семантическую трактовку.

Несмотря на то что указанный нами информационный критерий занял в рассматриваемой группе статей столь важное положение, информационный подход не отмечается в числе ведущих методов исследования. Более определенно в этом плане проявляет себя кибернетика. Саввина отмечает, «что в каждом процессе переработки информации можно выделить совокупность начальных и заключительных сигналов. В музыкальном произведении данные разделы имеют особенно важное значение, поскольку аккумулируют в себе наиболее характерные черты целого. <…> В анализе важно <…> проследить путь от начала к концу, не теряя главной нити движущейся информационной системы» [4, 159]. Отсюда научная задача может состоять в объяснении того, что происходит в музыкальном произведении на сигнальном уровне при переходе от начального к заключительному разделу и какие при этом возникают связи. Эта задача в принципе решаема на основе применения методов кибернетики. Однако устраниться от информационного подхода при этом, как мы полагаем, все же не удастся, поскольку совокупность сигналов, поступающих слушателю от музыкального произведения, собственно и представляет собой подвижную информационную систему.

И все же основное предпочтение в методологическом плане Саввина отдает семиотике, активно пользуясь предоставляемыми ею возможностями. Однако для разъяснения того, как осуществляется музыкальная коммуникация и что происходит при передаче несомой музыкальным произведением информации, возникает естественная необходимость в использовании информационного подхода.

Уже общее определение ключевого семиотического понятия – языка – Саввиной предлагается в информационном контексте: «В широком смысле язык – это знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации. <…> Знаки, с помощью которых происходит передача информации, представляют собой универсальный медиум между человеческим мышлением и миром» [9, 27]. Такая информационная трактовка языка способствует раскрытию процесса передачи информации, несомой музыкальным произведением. Судя по приведенной цитате, это происходит с помощью знаков. А поскольку информация непосредственно соотносится с человеческим мышлением, в связи с чем мы должны отнести ее к сфере идеального, она не может быть передана иначе как через понятие знака. Следовательно, мы имеем дело с семантической ее трактовкой.

Информационный взгляд на общие представления о языке позволяет Саввиной выявить специфику музыки с семиотической точки зрения. И прежде всего это касается передачи информации музыкальным текстом. «По сравнению с вербальной речью <…> единица музыкального времени передает слушателю неопределенное количество информации. Любая относительно самостоятельная единица музыкального произведения соответствует даже не фразе, а сложному высказыванию неопределенной длины, поскольку невозможно полностью передать словами информацию, вложенную в единицу времени» [9, 28]. Для выявления специфики музыки с семиотической точки зрения здесь задействован количественный фактор, позволяющий увидеть масштабное соотношение вербального и музыкального высказывания в своеобразном информационном измерении. Благодаря информационному подходу удается выяснить, что музыкальное произведение в информационном плане оказывается значительно более насыщенным, чем вербальная речь. При этом ученый не обращается к точным исчислениям, поскольку количество информации, передаваемой музыкальным произведением за единицу времени, представляется ему неопределенным. Следовательно, в количественном сравнении вербальной речи и музыкального произведения он ориентируется прежде всего на эмпирический опыт. Совершенно очевидно, что оцениваемое здесь количество информации, содержащейся в музыкальном произведении, никак не связано с тем, как ведется ее исчисление в классической статистической теории информации. Следовательно, в связи с количественной характеристикой информации отхода от семантической ее трактовки не происходит.

Раскрытию процесса передачи информации в музыкальной коммуникации способствует и обращение Саввиной к такому понятию семиотики, как код. По мнению ученого, «сочетание определенных структурных единиц текста – мелодико-гармонических, фактурно-ритмических и т.д., – уже несущих определенное информативно-насыщенное содержание, составляет основу музыкального кода» [9, 32]. Это код предполагает соотношение совокупности знаков и системы определенных правил, «с помощью которых организуется художественное произведение для передачи информации об эпохе, стиле, основных эстетических принципах, содержании» [9, 29]. Как видим, понятие кода вслед за понятием языка также подано в информационном контексте. Выступая в качестве системы связей г между классами однотипных мелодических, гармонических, ритмических и прочих музыкальных структур и их значениями, код оказывается вовлеченным в некоторые взаимоотношения с информацией, которая обнаруживает себя в нем посредством этих значений. При этом заключенная в музыкальных структурных единицах насыщенная и, как было выявлено ранее, количественно неопределенная информация вовсе не является столь же неопределенной в семантическом аспекте. Ученый указывает, какого рода информация может быть передана музыкальным произведением: оно сообщает об эпохе, стиле, эстетических принципах и содержании музыкального произведения.

Музыкальный код, предполагающий совокупность знаков и систему определенных правил, не только способствуют «передаче, обработке и хранению информации. Код позволяет раскрыть механизм порождения смысла передаваемой информации» [9, 30]. Воспользовавшись этой категорией как методологическим инструментом, при сравнении различных направлений музыки XX в. Саввина обнаружила, что «тексты произведений серийной, пуантилистической, сонорной и другой музыки по-разному относятся к заключенной в них информации» [4, 160]. «Возникает противоречивая ситуация между структурой кода и его содержанием: чем выше и жестче регламентация структуры кода, тем менее отчетлива и однозначна его информация. И наоборот – относительная свобода структуры кода способствует более отчетливо выраженному информационному сообщению. Формальная структура серии представляет собой содержание информации, тогда как в сонорной музыке она является посредствующим звеном между композитором и слушателем и играет роль канала, по которому передается информация» [9, 31-32]. Отмечаемые ученым сложные противоречивые отношения возникают по существу между структурными и содержательными компонентами музыкальной ткани. При этом и то и другое составляет предаваемую музыкальным произведением информацию. Но поскольку ученый в толковании информации ориентируется исключительно на сферу содержания, в понимании сути данной противоречивой ситуации могут возникнуть некоторые недоразумения. Однако встает на свои места, если учитывать наличие в информации двух аспектов. В этом плане отмеченное противоречие мы можем представить как противоречие, возникающее между синтаксическим и семантическим аспектами информации, а суть его заключается в асинхронности степени их отчетливости и однозначности. Этот парадокс мы обозначим в виде обратной зависимости уровня определенности (иначе говоря, в количественном отношении информации и энтропии) в синтаксическом и семантическом аспектах содержащейся в музыке информации, что действительно можно наблюдать в различных направлениях музыки XX в. Но, как бы то ни было, именно благодаря информационному подходу ученому удается обнаружить характерное для современной музыки противоречие между структурой и содержанием музыкального кода.

Среди приводимых Саввиной примеров кодов в музыке XX в. отметим темы-монограммы, которые, по мнению ученого, «являются информацией, играющей роль возбудителя» [4, 161; 9, 34], порождая различные смыслы отсылкой к тому, что в них закодировано. Скорее всего здесь имеется в виду побуждение музыкальным материалом слушателя к различного рода ассоциациям. Тем самым раскрывается общий механизм порождения смысла передаваемой музыкальным произведением информации.

Рассмотрев с семиотической точки зрения ситуацию, сложившуюся в звуковой организации музыки XX в., Саввина приходит к выводу, что «артикуляция кода, выделение в нем смыслоразличительных признаков – одна из возможностей понять информацию, которую вкладывает в сообщение композитор» [9, 38] (См. также [3, 53; 4, 162]). На основе этого мы может выявить прямую связь между информацией и смыслом, где код выступает посредствующим звеном. В представлениях ученого, понимание информации, заключенной в музыкальном произведении, может происходить благодаря выделению в артикулируемом музыкальном коде смысловых элементов. Следовательно, смысл порождается посредством кода на основе имеющейся в музыкальном произведении информации.

Таким образом, в рассмотренной группе работ информационный подход самостоятельного значения не имеет. Он применяется только сквозь призму семиотики, выступающей одним из основных методологических оснований. Однако именно взаимодействие семиотического и информационного подходов позволяет выявить некоторые особенности музыкальной коммуникации, в том числе и сложившейся в XX в. Среди таких особенностей отметим прежде всего, во-первых, большую информационную насыщенность музыкального произведения по сравнению с вербальной речью, и во-вторых, имеющуюся в современной музыке асинхронность в степени отчетливости структурных и содержательных компонентов музыкальной ткани. Но один из главных итогов применения информационного подхода – признание того, что информация, имеющаяся в музыкальном произведении, посредством музыкального кода порождает смысл, то есть предоставляет возможность понять смысловое содержание музыки.

При этом толкование информации базируется на обыденном ее понимании. Она трактуется исключительно как сфера идеального, как содержание кодируемого в музыкальном произведении, то есть охватывает область семантики. Вместе с тем в контексте решения конкретных исследовательских задач это понятие используется не только в содержательном аспекте, но и как количественный критерий.

В целом можно отметить, что использование информационного подхода в рамках семиотического исследования музыки позволило Саввиной получить некоторые уникальные и даже парадоксальные результаты, как например, соотношение в музыкальном произведении степени неопределенности в структуре и содержании музыкального кода. Следовательно, тесное сотрудничество методологических положений семиотики с информационным подходом оказалось весьма плодотворным.

Несколько иную направленность получила другая группа работ Саввиной [5-8]. Мы дадим совокупное представление об этих работах, так как их объединяет общность проблематики и методов решения научных задач. Они посвящены важным методологическим вопросам интерпретации терминов, заимствованных из точных наук, в связи с актуальной для музыкознания XXI в. проблемой междисциплинарного взаимодействия с информатикой.

Поскольку, по мнению Саввиной, «информация является одним из способов познания смысловой стороны [музыкального. – С.П.] произведения» [5, 11; 7, 167; 8, 2], что стало, как мы уже отмечали, одним из главных результатов исследования, проведенного в выше рассмотренной группе работ ученого, в центре внимания теперь находится выяснение соотношения понятий информации и музыкального смысла, рассматриваемое на материале музыки XX в. Из этого своеобразного определения информации ясно, что данные понятия не совпадают. Информация выступает в качестве специфического методологического инструмента познания, в том числе и в рамках научных исследований, смысла музыкального произведения. Это априорно предполагает непосредственное обращение к информационному подходу.

Важным аргументом в пользу необходимости рассмотрения понятия информации и ее проявления в музыкальном произведении можно считать утверждение Саввиной о том, что «любое художественное произведение, в том числе музыкальное, является источником информации, составляющей часть более широкого информационного пространства, определяемого в современном языке понятием “медиа”» [6, 118] (См. также [5, 12; 7, 167; 8, 2-3]). Такое включение музыкального произведения в общее информационное пространство по существу отражает сложившуюся на сегодняшний момент ситуацию, при которой информационные средства выступают мощным фактором общественного развития. Это обстоятельство придает данному исследованию особую актуальность.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Страницы: 1 2 3


Версия для слабовидящих