Две Людмилы играли как мощный оркестр

         Великолепную программу из сочинений русской музыки представил недавно фортепианный дуэт Людмилы Кругловой и Людмилы Леонтьевой. В первом отделении прозвучали: «Вальс-фантазия» Глинки и «Шесть пьес» Рахманинова, а во втором – «Концертный вальс» Глазунова, «Тарантелла» Бородина и «Фантазия» (сюита №1) Рахманинова.

         Интересно, что дуэту Кругловой и Леонтьевой в этом году исполнилось 10 лет, хотя свой юбилей они не афишируют. Но именно в 2004 году две Людмилы впервые сыграли вместе. За прошедшие годы ими было исполнено, может быть, не так много, но каждая из программ оставила яркий след в концертной жизни Астраханской консерватории. Особенно в их исполнении запомнились масштабные произведения Брамса, Бизе, Регера, Равеля.

         Этот дуэт объединил признанных мастеров фортепианного образования и исполнительства: Л.А. Круглова – заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный работник культуры Республики Калмыкия, профессор, в 1998-2003 являлась ректором Астраханской консерватории; Л.Б. Леонтьева – заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, профессор кафедры специального фортепиано АГК, заведующей которой она является. За плечами у каждой пианистки – десятилетия успешной сольной и ансамблевой концертной деятельности, которая начиналась в Казани, где они учились в консерватории, в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР и Татарстана, профессора Э.А. Монасзона. Примечательно, что обе пианистки еще в 1969 году стали дипломантами всероссийских конкурсов: Л.Леонтьева – на конкурсе пианистов в Москве, а Л.Круглова – на конкурсе камерных ансамблей в Саратове, где она играла в составе трио со скрипачом К.Лопушанским (впоследствии знаменитым кинорежиссером, народным артистом РФ) и виолончелисткой А.Сафиной. Так что дуэт Кругловой и Леонтьевой, спустя тридцать с лишним лет после учебы в Казани, в условиях совместной работы в Астрахани сложился не случайно: все-таки они воспитанницы одной фортепианной школы, известной и в области ансамблевого исполнительства (достаточно вспомнить, что Э.А. Монасзон играл в ансамбле с квартетом им. А.П. Бородина). Отсюда – единство исполнительских установок дуэта, звучание которого всегда отличается безупречным чувством ансамбля, строгостью музыкального вкуса, масштабностью и образностью мышления.

         Вечер русской музыки, состоявшийся 20 декабря в большом зале консерватории, оставил неизгладимое впечатление праздника высочайшего музыкального искусства. Всё, что играл дуэт, можно назвать истинными жемчужинами отечественной фортепианной музыки XIX столетия. «Вальс-фантазия» – сочинение, которое в творчестве Глинки стало своеобразным рефреном, ведь он обращался к этому произведению неоднократно, с тех пор как написал его в 1839 году (вдохновленный влюбленностью в Екатерину Керн, дочь Анны Керн, с именем которой связана страница творчества А.Пушкина, в том числе изумительное стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»). В исполнении фортепианного дуэта «Вальс» (в переложении С.Ляпунова) прозвучал как лирико-психологическая зарисовка и своеобразная исповедь, высказанная чрез призму завуалированных чувств. А «Концертный вальс» Глазунова, с его парадностью, даже полонезностью музыкального содержания, дуэт сыграл полнокровно, рельефно прорисовывая мельчайшие детали в скульптурной лепке авторского замысла. А как феерически была исполнена «Тарантелла» Бородина! Такой головокружительный темп был задан пианистками, что эта развернутая пьеса пролетела словно на одном дыхании.

         И в первом, и во втором отделениях концерта истинным украшением в исполнении дуэта стала музыка Рахманинова, написанная в ранний период творчества, когда композитор выступал в сборных концертах, нередко играя в фортепианном дуэте с П.Пабстом.

         Свою программу Круглова и Леонтьева построили таким образом, что в первом отделении были сыграны «Шесть пьес для фортепиано в 4 руки», ор. 11: «Баркарола», «Скерцо», «Русская песня», «Вальс», «Романс», «Слава» (соч. 1894 г.), а в заключении концерта – «Фантазия» (Сюита №1), ор.5: «Баркарола», «И ночь, и любовь…», «Слезы», «Светлый праздник» (соч. 1893 г.). И это было вполне оправданным решением, так как картины русской жизни, отраженные в «Фантазии», с ее финальным «Светлым праздником», сравнимым с яркими кустодиевскими полотнами, были представлены дуэтом с истинно симфоническим размахом.

         В целом, программа, исполненная фортепианным дуэтом Л.Кругловой и Л.Леонтьевой, отразила несокрушимость духа русской классической музыки. А то, что этот концерт пришелся на 20 декабря – День работников органов безопасности России, натолкнуло на мысль, что именно такая Музыка – в числе гарантов национальной безопасности нашей великой страны.

 

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих