МУЗЫКА СТИВА РАЙХА НА ЗАСЕДАНИИ НТСО

Музыка современного американского композитора-минималиста Стива Райха всегда вызывала и вызывает интерес. Этому способствует ряд факторов, среди которых – необычное звучание практически всех его композиций, достигающееся новой трактовкой тембров, подключением инструментов к электронным средствам воспроизведения, актуальность идей его композиций времени – все опусы Райха созданы как отклик на исторические события, произошедшие в недалеком прошлом.

В этом контексте знакомство студентов консерватории с музыкой Райха в рамках прошедшего 12 ноября 2014 года общевузовского заседания НТСО (руководитель – доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки В.О. Петров) весьма показательно.

Выбор темы для общевузовского заседания НТСО был, с одной стороны, заранее запланирован, а с другой стороны, интерес наших студентов к сочинениям С. Райха был «подогрет» выступлением студентки V курса кафедры теории и истории музыки Марии Голованёвой с докладом «Апокалиптические мотивы в цикле “WTC 9/11” С. Райха» на только что прошедшей Международной научной конференции, посвященной 45-летию Астраханской государственной консерватории. Поэтому расширение круга знакомства с сочинениями современного композитора было обосновано и актуально.

В видеозаписи были просмотрены три инструментальных сочинения автора – струнный квартет «Разные поезда», «WTC / Всемирно-торговый центр», Струнный квартет. Стоит отметить, что во всех них Райх использует слово как дополнительный источник информации, драматизирующий общее образное наполнение своих опусов. Внешняя же презентабельность исполнения его опусов связана с использованием элементов инструментального театра. Например, в конце звучания произведения «Всемирно-торговый центр», сочиненного в 2010 году и посвященного жертвам катастрофы глобального масштаба – террористического акта, произошедшего в США 11 сентября 2001 года, в зале зажигаются свечи, и публика погружается в тишину, становящуюся символом образа смерти. Еще одна новация Райха – включение документальных данных в свои произведения: например, в «Разных поездах» из магнитной ленты звучат голоса тех диспетчеров железнодорожных вокзалов Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, которых Райх слышал в собственном детстве: именно они рассказывают о событиях Второй мировой войны. Запомнившиеся в детстве голоса Райх специально искал в архивах США, а затем – применил как дополнительный источник информации в своем струнном квартете.

Естественно возникающие ассоциации при слушании/просмотре сочинений С. Райха с поисками композиторов начала ХХ разного рода новаций в применении внемузыкальных средств воздействия на восприятие музыкальных идей создали музыкально-историческую «арку», побуждающую молодых музыкантов к не простым размышлениям.

         Вступительное слово, в котором были представлены биографические данные о Райхе, основные положения его эстетических позиций, а также – рассказ о создании просматриваемых произведений, было произведено студенткой V курса кафедры теории и истории музыки Марией Голованёвой. Помимо этого, Мария грамотно, вдумчиво и всепонимающе отвечала на вопросы студентов, возникавшие в процессе просмотра видеозаписи относительно концепций сочинений.

Хочется поблагодарить организаторов данного НТСО за возможность не только услышать музыку Райха, но и получить грамотное музыковедческое объяснение концепций произведений, узнать больше об одном из самых исполняемых композиторов современности!

М.Г. Хрущева

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих