Международная научная конференция, посвященная 45-летию Астраханской государственной консерватории

В 2014 году Астраханская государственная консерватория (АГК) отмечает Юбилей – 45-летие со дня своего основания. В череде юбилейных мероприятий – Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика», прошедшая 5 и 6 ноября при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Хочется отметить, что в приуроченной к Юбилею конференции приняли участие не только ее выпускники, действующий профессорско-преподавательский состав, но и признанные мэтры науки о музыке. Широкая тематика конференции, специально не ограничивающая исследователей в ракурсах научных взглядов, способствовала участию в ней представителей Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Санкт- Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена, РАМ им. Гнесиных, Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова и ряда других учебных и научных заведений России, Беларуси, Грузии.

После приветственного слова ректора АГК, профессора, заслуженного артиста РФ Александра Валентиновича Мостыканова, пожелавшего ученому собранию интересных докладов, поиска истины при обсуждении докладов и хорошего настроения во время пребывания в городе всем гостям, в малом зале открылось Пленарное заседание. Доклад доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории и истории музыки, проректора по научной работе АГК Людмилы Владимировны Саввиной («Научная деятельность Астраханской государственной консерватории») был посвящен истории развития научной мысли в нашем ВУЗе, вкладу ученых консерватории в отечественное музыкознание (произведен анализ научных взглядов и работ педагогов кафедры теории и истории музыки – М.А. Этингера, Л.П. Казанцевой, Л.В. Саввиной, А.В. Свиридовой, О.И. Поповской, П.П. Сладкова, М.Г. Хрущевой, В.О. Петрова, И.М. Некрасовой, С.Г. Алеевой, К.В. Гузенко, педагогов других кафедр), работе отдела аспирантуры и защитам кандидатских и докторских диссертаций, изданиям АГК и проводимым в ней многочисленным конференциям. В докладе ранее работавшего на кафедре теории и истории музыки АГК, а ныне – доктора искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Александра Сергеевича Ярешко («Колокола музыки С.В. Рахманинова») сквозной идеей проводилась мысль о том, что рахманиновская колокольность – это выражение коренного национального начала и что композитор открывает национальное, русское в музыке звонов, беря его за основу собственного художественного стиля. Особенности исповедальной Пятнадцатой симфонии Д Шостаковича, музыка которой, скорее, олицетворяет уход человека из жизни, то есть рисует образ Смерти, стали объектом доклада доктора искусствоведения, профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского- Корсакова Людмилы Александровны Скафтымовой («О самой загадочной симфонии Д. Шостаковича»). В докладе доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ирины Викторовны Полозовой («Признаки архаизации в певческой практике старообрядцев»») акцентировалось внимание на том, что певческая практика саратовских старообрядцев в настоящее время биполярна: она порождает не только реконструкцию характерных признаков знаменного пения и литургического произношения в новых текстах, но и появление оригинальных форм, производных от средневековой богослужебной певческой практики. Выпускница АГК, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея Светлана Ивановна Хватова в своем докладе («Современное православное композиторское творчество: к расширению традиционной поэтики богослужебных песнопений») затронула проблему синтеза традиций и новации в области православной музыки, утверждая, что привнесение в музыкальную палитру богослужебного дня песнопений различной стилистики способствует их восприятию как некоего «множественного единства». Вопросы музыкальной семантики были затронуты в докладе доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского- Корсакова Андрея Владимировича Денисова («К проблеме исторического исследования музыкальной семантики»). Особое внимание было уделено классификации музыкальной семантики с выделением двух уровней: 1) обусловленный имманентной, интонационной плоскостью текста (и потому имеющей принципиально авербальный характер), 2) возникающий в результате ее взаимодействия с внемузыкальными сферами (сюжетом оперы, текстом вокального произведения).

На заседании Секции № 1 – «Музыкальное искусство: композиция, интерпретация, восприятие»» (руководители – доктор искусствоведения, профессор Андрей Владимирович Денисов и доктор искусствоведения, профессор Людмила Александровна Скафтымова) прозвучали следующие доклады: «“Miserere” Карло Джезуальдо: опыт реконструкции» (кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки Волгоградской консерватории им. П.А. Серебрякова Маргарита Александровна Григорьева), «“Иоланта” Чайковского и “Пери” Шумана: некоторых музыкально-драматургических параллелях» (аспирант РАМ им. Гнесиных Анна Евгеньевна Зинькова, научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор Т.Ю. Масловская), «Полифония в вокальном творчестве А. Веберна (на примере цикла “Пять канонов”)» (студентка V курса кафедры теории и истории музыки АГК Мария Витальевна Мелюкова, научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина), «Симфония-фантазия P.M. Глиэра в истории отечественной симфонии» (кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов АГК Петр Алексеевич Белик), «“Лорка-сюита” Эйноюхани Раутаваары как мини-антология трагического» (кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК, заслуженный работник высшей школы РФ Алевтина Васильевна Свиридова), «Апокалиптические мотивы в цикле “WTC 9/11” Стива Райха» (студентка V курса кафедры теории и истории музыки АГК Мария Сергеевна Голованёва, научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров), «Заметки о полифонии во Второй симфонии Г.А. Корепанова» (кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК Маргарита Геннадиевна Хрущева).

Заседание Секции № 2 – «Актуальные вопросы этномузыкознания и краеведения. Вопросы исполнительства и педагогики» (руководители – доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Борис Борисович Бородин и доктор искусствоведения, профессор Александр Сергеевич Ярешко) – состоялось 6 ноября в кафедральной аудитории № 27. С докладами выступили: преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, соискатель кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова) Алла Эдуардовна Рудякова («Истоки зарождения музыкального театра Саратовской губернии»), старший преподаватель кафедры теории и истории музыки АГК Константин Владимирович Гузенко («Сайт “Музыковеды астраханской консерватории” (кафедра теории и истории музыки) как феномен музыкального краеведения»), кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Елена Борисовна Борисова («Молодежная музыка как проявление контркультурных тенденций»), доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК Павел Порфирьевич Сладков («Анатомия теоретических дисциплин в системе музыкального образования»), кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин АГК Елена Анатольевна Соболева («Трансляция знания как социальная и эпистемологическая проблема»), старший преподаватель Астраханского государственного университета, преподаватель АГК Яо Вэй («Особенности подготовки специалистов вокального искусства в Китае и России»).

Все указанные доклады отличал индивидуальный авторский подход к изучаемым вопросам истории и теории музыкального искусства; они были посвящены актуальным проблемам и поэтому внесли значительный вклад в развитие науки о музыки в целом.

В рамках конференции состоялись Мастер-классы:

– доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Татьяны Викторовны Карташовой: «Раса, или Великое таинство индийской музыкальной культуры»,

– кандидата искусствоведения, преподавателя Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Марины Викторовны Переверзевой: «Два пути алеаторных форм»,

– доктора искусствоведения, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Андрея Владимировича Денисова: «Парадоксы оперного сюжета»,

– доктора искусствоведения, профессора, заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Бориса Борисовича Бородина: «Советское пианистическое пространство как “заповедник” романтизма».

По материалам конференции был издан сборник научных статей, в который, помимо текстов указанных докладов, вошли статьи заочных участников международного научного форума: доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Риммы Леонидовны Поспеловой («“Начало. Середина. Конец”. Средневековое учение о ладе как учение о музыкальной форме»), доктора искусствоведения, автора журнала «Русский клуб» (Тбилиси, Грузия) Марии Акоповны Киракосовой («Музыкальные портреты русских современников в преломлении сатир Салтыкова-Щедрина»), доктора философских наук, доктора искусствоведения, профессора кафедры истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Полины Станиславовны Волковой («Современные композиторы – детям: из опыта работы детского музыкального абонемента»), доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова, Саратовского государственного университета и Саратовского государственного социально-экономического университета, директора Центра комплексных художественных исследований, действительного члена (академика) РАЕ, действительного члена (академика) Европейской академии естествознания Александра Ивановича Демченко («На исходных рубежах художественного поиска (к 80-летию со дня рождения А.Г. Шнитке)»), доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой инновационной (экспериментальной) педагогики Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Галины Рубеновны Тараевой («Исполнитель и музицирование в современной культуре и педагогике»), доктора искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки АГК Владислава Олеговича Петрова («Инструментальная композиция со словом: основные жанровые признаки»), доктора искусствоведения, профессора и заведующей кафедрой музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного университета культуры и искусств Ирины Геннадьевны Умновой («Вербальная и невербальная составляющие в музыкальном тексте современных композиторов»), доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой звукорежиссуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, члена ассоциации кинообразования и медиапедагогики России Татьяны Федоровны Шак («Музыка кино как объект режиссерской интерпретации»), доктора искусствоведения, кандидата филологических наук, доцента кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Краснодарского государственного университета культуры и искусств Полины Вячеславовны Невской («М.Бахтин и Ю.Лотман в пространстве культуры»), доктора искусствоведения, доцента, заведующей кафедрой изобразительного искусства Дальневосточного федерального университета Натальи Александровны Федоровской («Поэтическая и образная эволюция дуэта Кристины и Призрака в мюзикле Э.Л. Уэббера “Призрак оперы”»), доктора искусствоведения, профессора кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Лилии Алексеевны Вишневской («Историческая специфика формирования традиционной северокавказской музыки»), доктора искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки АГК, действительного члена (академика) МАИ и РАЕ Людмилы Павловна Казанцевой («Художественный образ: параллели живописи и музыки М.К. Чюрлёниса»), доктора искусствоведения, профессора кафедры истории музыки, проректора по научной работе Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Веры Ивановны Ниловой («Метод кейсов в преподавании музыкально-исторических дисциплин»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Алевтины Анатольевны Михайловой («Саратовская гармоника в полиэтническом регионе Поволжья (результаты экспедиционных исследований 2001-2014 гг.)»), старшего преподавателя кафедры историко-культурного наследия Беларуси Республиканского института высшей школы, члена Союза композиторов СССР и РБ Натальи Владимировны Александровой («Христианский символ — крест — в контексте цикла С-dur “Хорошо Темперированного Клавира” И.С. Баха (T. I)»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета Светланы Анатольевны Мозгот («Архетип “Я — Ты ” в коммуникативной модели “любовное воззвание”»), кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой теории и методики преподавания искусства Белорусского государственного педагогического университета Натальи Валерьевны Бычковой («“Траурная музыка” Витольда Лютославского в контексте бартоковского стиля»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки АГК Инны Михайловны Некрасовой («Шум и тишина в художественном пространстве ХХ века»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории музыки и композиции Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Татьяны Сергеевны Екименко («Эпическое начало в балете Сумманена-Белобородова “Скала двух лебедей”»), кандидата искусствоведения, доцента кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Андрея Анатольевича Виниченко («Рок-культура в процессе глобализации»), кандидата культурологии, заместителя директора ОГБУК Учебно-методического центра г. Астрахань Елены Владимировны Секотовой («Культурно-образовательный потенциал отечественной музыкально-критической мысли России второй половины XIX века»), преподавателя Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, обладателя Знака «За достижения в области культуры» Министерства культуры РФ Юлии Сергеевны Петровой (« “Божественная комедия ” Данте как источник музыкальных произведений в эпоху постмодернизма»), аспирантки Государственного института искусствознания (научный руководитель – кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Е.М. Тараканова) Елизаветы Васильевны Саничевой («Опера Клааса де Вриса “Бдение” (Klaas de Vries “Wake”, 2010) как художественное произведение начала XXI века»), студентки V курса кафедры теории и истории музыки АГК (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров) Ксении Николаевны Земляковой («Ряды и числа Фибоначчи в современной музыке») и ряда других авторов.

В.О. Петров,

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

 

Фото В.О. Петрова, К.Н. Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих