Музыкальное искусство и наука в XXI веке

Сегодня, 6 ноября, завершилась Международная научная конференция «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика», посвященная 45-летию Астраханской государственной консерватории.

В работе научного форума, длившегося 2 дня (5 и 6 ноября), приняли участие кандидаты и доктора искусствоведения, доценты и профессора музыкальных вузов России – Московской консерватории им. П.И. Чайковского; Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова; Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова; Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского; Института искусств Адыгейского университета; Астраханской консерватории.

Открытие конференции, по давней астраханской традиции, началось с выступления камерного филармонического хора (рук. Татьяна Рекичинская). С приветственной речью к собравшимся обратились заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, профессор, ректор Астраханской консерватории Александр Валентинович Мостыканов и доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе АГК, заслуженный работник высшей школы РФ Людмила Владимировна Саввина.

На секционных заседаниях обсуждались вопросы по нескольким темам: «Астраханская консерватория: история и перспективы»; «Музыкальное искусство: композиция, интерпретация, восприятие», «Актуальные вопросы этномузыкознания», «Вопросы педагогики и исполнительства».

С докладами выступали: Саввина Людмила Владимировна – заслуженный работник высшей школы РФ, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки, проректор по научной работе Астраханской государственной консерватории, член Союза композиторов РФ (Астрахань, Россия) – «Научная деятельность Астраханской государственной консерватории»; Ярешко Александр Сергеевич – доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой народного пения и этномузыкологии Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова (Саратов, Россия) – «Колокола музыки С. Рахманинова»; Скафтымова Людмила Александровна – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, заслуженный работник высшей школы (Санкт-Петербург, Россия) – «О самой загадочной симфонии Д. Шостаковича»; Полозова Ирина Викторовна – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова (Саратов, Россия) – «Признаки архаизации в певческой практике старообрядцев»; Хватова Светлана Ивановна – доктор искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин, и.о. профессора кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания Института искусств Адыгейского государственного университета, Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (Майкоп, Россия) – «Современное православное композиторское творчество: к расширению традиционной поэтики богослужебных песнопений»; Зинькова Анна Евгеньевна – аспирант РАМ им. Гнесиных. Научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Т.Ю. Масловская (Астрахань, Россия) – «“Иоланта” Чайковского и “Пери” Шумана: о некоторых музыкально-драматургических параллелях»; Мелюкова Мария Витальевна – студентка V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории. Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина (Астрахань, Россия) – «Полифония в вокальном творчестве А. Веберна (на примере цикла “Пять канонов”)»; Белик Пётр Алексеевич – кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Симфония-фантазия Р.М. Глиэра в истории отечественной симфонии»; Петров Владислав Олегович – доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, заслуженный деятель науки и образования РАЕ (Астрахань, Россия) – «Инструментальная композиция со словом: основные жанровые признаки»; Свиридова Алевтина Васильевна – заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, член Союза композиторов РФ (Астрахань) – «“Лорка-сюита” Эйноюхани Раутаваары как мини-антология трагического»; Голованёва Мария Сергеевна – студентка V курса кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории. Научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров (Астрахань, Россия) – «Апокалиптические мотивы в цикле “WTC 9/11” Стива Райха»; Хрущёва Маргарита Геннадиевна – кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Заметки о полифонии во Второй симфонии Г.А. Корепанова»; Рудякова Алла Эдуардовна – преподаватель Саратовского областного колледжа искусств, соискатель кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории (академии) им. Л.В. Собинова. Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова (Саратов, Россия) – «Истоки зарождения музыкального театра Саратовской губернии»; Гузенко Константин Владимирович – старший преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Сайт “Музыковеды астраханской консерватории” (кафедра теории и истории музыки) как феномен музыкального краеведения»; Борисова Елена Борисовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Молодежная музыка как проявление контркультурных тенденций»; Сладков Павел Порфирьевич – доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Анатомия теоретических дисциплин в системе музыкального образования»; Соболева Елена Анатольевна – кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Трансляция знания как социальная и эпистемологическая проблема»; Яо Вэй – старший преподаватель Астраханского государственного университета, преподаватель Астраханской государственной консерватории (Астрахань, Россия) – «Особенности подготовки специалистов вокального искусства в Китае и России».

Кроме традиционных докладов, на конференции проходили мастер-классы, представленные Татьяной Викторовной Карташовой, доктором искусствоведения, профессором, заведующей кафедрой теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова («Раса, или Великое таинство индийской музыкальной культуры»); Мариной Викторовной Переверзевой, кандидатом искусствоведения, преподавателем кафедры музыкально-информационных технологий, ученым секретарем Диссертационного совета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского («Два пути алеаторной формы»); Андреем Владимировичем Денисовым, доктором искусствоведения, профессором Российского государственного педагогического университета им. А. Герцена и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, заслуженным деятелем науки и образования РАЕ («Парадоксы оперного сюжета»); Борисом Борисовичем Бородиным, доктором искусствоведения, профессором, заведующим кафедрой истории и теории исполнительского искусства Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского («Советское пианистическое пространство как “заповедник” романтизма»).

В рамках конференции была организована книжная выставка, где были представлены научно-методические издания педагогов Астраханской консерватории. Вечером 5 ноября, в малом зале консерватории, мастер художественного слова Сергей Кичигин и пианист Юрий Эльперин представили литературно-музыкальную программу «Дорогой длинною», посвященную жизни и творчеству выдающегося русского эстрадного артиста, композитора и поэта Александра Вертинского. А 6 ноября гости и участники конференции были приглашены в Астраханскую картинную галерею им. П.М. Догадина на экскурсию по экспозиции русского искусства XVIII – начала XX вв. и выставку современного московского художника Вячеслава Новичкова «Неформат».

Завершил работу научного форума «Круглый стол», где были подведены итоги и вручены сборники статей по материалам конференции. Много теплых пожеланий и слов искренней благодарности было сказано участниками в адрес организационного комитета конференции, в который, под председательством доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой теории и истории музыки, проректора по научной работе АГК, заслуженного работника высшей школы РФ Людмилы Владимировны Саввиной, вошли: старший преподаватель АГК Светлана Геннадиевна Алеева; доктор искусствоведения, доцент АГК, заслуженный деятель науки и образования РАЕ Владислав Олегович Петров; кандидат искусствоведения, профессор АГК, заслуженный работник высшей школы РФ Алевтина Васильевна Свиридова.

 

К.Н. Лаврова,

преподаватель АГК

Фото К. Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих