«Страсти по Анне»

         Свершилось! На сцене филармонического Концертного зала им. М.Максаковой состоялась долгожданная премьера спектакля, поставленного по поэме «Реквием» Анны Ахматовой, с музыкой В.Ходоша и В.Дашкевича.

         Что же предшествовало появлению этого уникального спектакля? История его создания связана с задумкой артиста филармонии, лауреата Международного конкурса Сергея Кичигина представить ахматовскую поэму в музыкальной версии Владимира Дашкевича, который, как известно, написал еще в 1988 году симфонию «Реквием» для симфонического оркестра, мужского хора и солирующего женского голоса. Интересно, что премьеру тогда пела эстрадная певица Елена Камбурова, которая впоследствии включала в свои сольные концерты «Реквием» Ахматовой, с использованием музыки Дашкевича. Именно этот концертный вариант (исполнение Камбуровой) вдохновил Кичигина на собственную исполнительскую версию поэмы. А когда руководитель филармонического камерного хора Татьяна Рекичинская предложила ему исполнить партию чтеца в поэме Виталия Ходоша «Страсти по Анне», на стихи Ахматовой и тексты православного богослужения, для чтеца, хора и струнного оркестра (сочинение 2002 года), то в результате родился спектакль-концерт «Реквием», в котором «Страсти по Анне» Ходоша талантливый артист инкрустировал музыкальными интонациями «Реквиема» Дашкевича (читая целиком ахматовский текст, Кичигин несколько глав исполнил нараспев – «Показать бы тебе, насмешнице», «Семнадцать месяцев кричу», «И упало каменное слово»).

         Уникальный спектакль был создан Сергеем Кичигиным в содружестве с молодым режиссером-постановщиком Александром Бутыриным, Сергеем Ферштутом (зав. монтировочным цехом), Павлом Смольковым (свет), Сергеем Соболевым (звукорежиссер). По задумке постановщиков, действующими лицами спектакля стали: Душа – С.Кичигин; Голоса – Камерный хор филармонии и хор консерватории, солист Иван Мирабдалов, дирижер-хормейстер Т.Рекичинская; Звуки – Камерный оркестр, дирижер Д.Костылёв. Сценическое пространство было организовано таким образом, чтобы в центре находилась Душа, в верхнем ряду – Голоса (хор стоял на подставках в глубине сцены), а внизу – Звуки (оркестр располагался перед сценой, непосредственно в партере). На фоне черного одеяния хористов и оркестрантов исполнитель Души выделялся рубищем цвета неотбеленного холста, к тому же подиумом для него служила тележка ярко красного цвета, на которой он то вставал во весь рост, то сворачивался в клубок, как на тюремных нарах, то катал ее по сцене и т.д. Играя роль Души, Кичигин настолько вжился в текст «Реквиема» и свободно перемещался по сцене, обращаясь то к Голосам, символизирующим тени жертв политических репрессий, то к Звукам, воплощающим драматические коллизии, что публика буквально с замиранием сердца смотрела весь спектакль.

         Неподвижно стоя на подставках, хор, под управлением Т.Рекичинской, так проникновенно исполнял номера a cappella, написанные Ходошем на тексты православных молитв (заупокойная ектенья «Господи помилуй» и «Вечная память», «Господи, воззвах к Тебе», «Свете Тихий», «Ныне отпущаеши»), что казалось, будто поет соборный лик. А в конце спектакля хористы, держа руки за спиной (в образе политзаключенных) пошли цепочкой вокруг сцены, постепенно сплачиваясь возле Души, стоящей на подиуме с распростертыми руками (словно Распятие).

         Камерный оркестр филармонии, под руководством Д.Костылёва, играл в спектакле с высокой степенью экспрессии, в то же время в моменты, когда на звучание накладывалась мелодекламация Души, краски оркестра сразу становились более приглушенными и смягченными. Нельзя не отметить выразительное соло в оркестре – Д.Костылёва, Э.Такаевой (скрипка), О.Карпасюк (альт), Т.Куршевой (виолончель), Р.Горбунова (ударные).

         Знаменательно, что премьера спектакля «Реквием» состоялась 30 октября – в День памяти жертв политических репрессий (официально отмечается с 1991 г.). В гениальной поэме Ахматовой, которая теперь входит в обязательную школьную программу по литературе, речь идет о жертвах 1937-1938 годов (пик сталинских репрессий), память о которых в народе не должна угасать, ведь это трагическая часть истории нашей страны.

         Несомненно, спектакль, поставленный артистическими силами филармонии, с участием хора консерватории, заслуживает самой высокой оценки и достоин регулярного показа, чтобы как можно больше астраханцев, особенно молодежи, увидели эту потрясающую постановку.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор АГК

 

Фото к. Гузенко

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих