Впечатления, которыми хочется поделиться …

Друзья! Коллеги! Товарищи (по профессии)! Не знаю с чего начать и как начать, но промолчать невозможно.

         Произошло событие. Не знаю кому астраханцы обязаны этим, кого благодарить, к кому с низким поклоном, настолько это неожиданно и не реально для нашего города. Астрахань посетил и дал 2 концерта самый оригинальный и единственный в мире ансамбль духовой музыки – Российский Роговой Оркестр.

         Как специалист я знал, что в Санкт-Петербурге группа энтузиастов возродила этот особенный жанр музицирования на простейших медных духовых инструментах. Явление, которому мы обязаны особенностями социальной жизни в России середины XVIII века, а именно – крепостному праву. Только крепостного человека можно было заставить в угоду своему хозяину освоить такую сложнейшую технику ансамблевого исполнения (каждый рожок, простейшая дудочка, дает только один тон). Безусловно, о таком явлении в прошлом я знал, изучал специальную литературу. Но оркестры роговой музыки, существовавшие много-много лет назад, стали достоянием истории. Так зачем же, века спустя, группа молодых людей решила посвятить себя овладению «каторжным» способом музицирования? Зачем, когда мир насыщен новейшими музыкальными инструментами, изготовленными лучшими мастерами, по новейшим технологиям, с широчайшими техническими и акустическими возможностями, возвращаться к архаике. Это я понял только сидя в зале. Звук! Звук! И еще раз Звук! А точнее, сочетание многих звуков – звуков натуральных, естественных, самых природных, сливающихся и образующих волшебную палитру. Она дышит! Она живет своей жизнью, свободно и самостоятельно. Она захватывает и поднимает с кресла, почти буквально. Были и «мурашки», и волосы шевелились на различных частях тела. Похожие физические ощущения я впервые испытал, слушая мужской хор a cappella под управлением Густава Эрнесакса, где было два баса-«профундиста», с помощью которых возникала удивительная «звуковая вертикаль». Такова же природа звучания и рогового оркестра или, если хотите, ансамбля. Но это природа, явление объективное, однако без непосредственных исполнителей, без их таланта и мастерства она мертва, извините за трюизм.

         Мастерство исполнителей поражает. Легкость, свобода, непринужденность, качество. Звук летит, захватывает, приподнимает, мягко обволакивает и уносит … И так в каждом исполненном сочинении, от «Марша Преображенского полка» до «Ave Maria» Дж.Каччини, а после исполнения «Покаянной молитвы о России» («Боже, храни родную Русь») П.И. Чайковского зал надолго замер, после чего раздались аплодисменты. Если бы зал был полон, это была бы настоящая овация.

         Интересны эксперименты исполнения сочинений, вовсе не предназначенных для такого состава (первая часть сонаты №14 Л.Бетховена, знаменитая «Badinerie» из сюиты си минор И.С.Баха). Исполняя эти сочинения, музыканты – артисты в самом широком смысле этого слова, продемонстрировали высочайшую технику владения жанром музцирования на роговых инструментах.

         Это не музыковедческая статья, это скорее обывательское мнение из зала, впечатления от услышанного, которыми хочется поделиться. Переполняет. Остается только сожалеть об организационной стороне гастрольной поездки в Астрахань этого удивительного коллектива. Зал-то полупустой!

         Конечно, я не утерпел и побывал за сценой – от души поблагодарил музыкантов за их исполнительское мастерство, познакомился с «генератором» этого уникального ансамбля Сергеем Александровичем Поляничко, а он, в свою очередь, познакомил меня с артистом-исполнителем, мастером, который своими руками изготовил всю коллекцию этих оригинальных инструментов. Его зовут Владимир Иванович Головешко. Достойный человек!

         Хочу подчеркнуть, это не научная статья и не музыкально-критическое обозрение. Поэтому в заключении хочу обратить внимание самого широкого круга любителей музыкального искусства на творчество этого, без всякой натяжки, уникального ансамбля. Найдите их сайт, послушайте записи исполнения и получите огромное эмоционального наслаждение, узнаете подробности жизни коллектива, познакомитесь с тонкостями и особенностями музицирования в таком жанре, оцените талант и мастерство музыкантов.

                                               С уважением, Ярослав Игоревич Левицкий

 

Фото с сайта geometria.ru

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих