День балалайки

Начиная с 2008 года, 23 июня  отмечается как Международный день балалайки. Эта дата выбрана не случайно, поскольку впервые балалайка была упомянута в исторических документах Российского царства (так называлось наше Отечество в допетровское время) именно 23 июня – 1688 года.

         Читайте очерк о балалайке, написанный профессором кафедры теории и истории музыки А.В. Свиридовой.

Еще раз о балалайке…

         Сколько прекрасных слов сказано о балалайке! «Что за прелесть эти балалайки» (П.Чайковский), «Любите балалайку и Музыку» (А.Горбачёв), «Балалайка – душа России» (Ф.Липс). Сколько в этих высказываниях нежности, тепла, искренности.

         И невольно представляешь… Санкт-Петербург, 27 февраля 1887 года, Дворцовая Набережная, 2, дворец князей Ольденбургских (ныне Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, камерный зал, ауд. 326). В этом зале, в Высочайшем присутствии императора Александра III, удостоился играть Василий Васильевич Андреев – виртуоз-самоучка, возвысивший простую деревенскую «бренчалку» до статуса профессионального академического музыкального инструмента…

         Это было начало повышенного интереса к народному исполнительству, образования кружков, концертных выступлений, следовательно, бурного развития инструментария, создания исполнительских школ. Путём титанических усилий, настойчивости в работе, путём проб и ошибок, выдержки и силы воли преданные своему делу энтузиасты создали прочный фундамент будущего народно-инструментального исполнительства. А далее конкурсы, фестивали, ярмарки талантов – таков процесс взращивания поколений высококвалифицированных исполнителей.

         Пройдя путь от народного инструмента к академическому (через совершенствование конструктивных свойств), балалайка привлекла внимание профессионалов – композиторов и исполнителей. Как солирующий инструмент в различных ансамблях и оркестрах, включая симфонический, балалайка заняла лидирующее положение в исполнительстве на народных инструментах. Для неё писали С.Василенко, А.Гречанинов, Н.Будашкин, Н.Чайкин, П.Куликов, А.Кусяков, А.Шалов, П.Нечепоренко, В.Городовская и др.

         Любой народный инструмент создавался умельцами, руки которых называли «золотыми». Каждый исполнитель «прикипает душой», «роднится» со своим инструментом и как близкому «очеловеченному» предмету прощает недостатки, а инструмент, в свою очередь, «живописует» сценический портрет исполнителя (темперамент, артистизм, модус эмоций и чувств – душевные свойства).

         Как рассказал руководитель ансамбля «Скиф», ректор Астраханской консерватории Александр Валентинович Мостыканов, вначале у него была балалайка мастера Валерия Прилипко. Интересно, что и сам мастер – выпускник Астраханской консерватории, являлся солистом московского оркестра «Боян». А сейчас В.Прилипко живёт в Италии и продолжает делать русские музыкальные инструменты. При всех достоинствах его балалайки, главное из которых – певучесть звука, Мостыканову давно хотелось играть на инструменте мастера В.П. Нечепоренко (племянник великого балалаечника П.И. Нечепоренко). И эта мечта осуществилась в 2002 году. Однако последние три года предпочтение в концертной деятельности отдано инструменту одного из лучших современных мастеров России – Валерия Гребенникова, прекрасного балалаечника, выпускника РАМ им.Гнесиных. Однако для себя Александр Валентинович играет на всех своих балалайках, к которым он относится с большой любовью и нежностью. Достаточно услышать в его исполнении «Винят меня в народе», в обработке А.Шалова, чтобы ощутить, как трепетно отзывается инструмент на прикосновение чутких рук талантливого музыканта.

А.Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской государственной консерватории

(из книги «Квартет «Скиф». 20 лет вместе»

/Ред.-сост. Л.Власенко. – Астрахань, 2012)

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих