«КАРТИНЫ БЛЕЙКА» ДМИТРИЯ Н. СМИРНОВА: О КОНЦЕПЦИИ ЦИКЛА (рецензия на лекцию студентки V курса Ангелины Голованёвой в рамках НТСО) 

«Люби людей, прощай людей,

жалей и примиряй»

(У. Блейк)

 

В мае, в рамках НТСО кафедры теории и истории музыки состоялась лекция студентки Vкурса, дипломанта Международного (XXIV) конкурса научных работ в области музыкального искусства (РАМ им. Гнесиных) Ангелины Голованёвой по теме дипломной работы «“Картины Блейка” Д.Н. Смирнова: о концепции цикла».

Идеями и образами Блейка – английского поэта, писателя, философа, живописца – являются вечные темы (Вселенная – Творец, Жизнь – Смерть, Добро – Зло, Любовь – Ненависть и т.д.). Обладая мистическим даром, он свои литературные произведения называл видениями или пророчествами: «малыми» («Первая книга Уризена», «Книга Лоса», «Книга Ахании»), политическими («Европы», «Французская революция», «Америка») и «ключевыми» («Бракосочетание Рая и Ада», «Мильтон», «Иерусалим»), «символично зарисовывая социум того времени» (с. 6). Его духовная эволюция знаменует три классических этапа – поэт последовательно осмысляет себя в отношениях с Природой (неоплатоновский Эрос), с Обществом (Государство) и с Богом. Для него становились поочередно актуальными различные смысловые слои символически представленного «рубежного» (самопожертвование и преображение = внутренний Апокалипсис личности) этапа: экзистенциональный (плоть – «Тириэль»), социальный (общество – «Странствие»), онтологический (Бог – «Вездесущее Евангелие»).

Творчество Блейка (синтез реального и потустороннего миров) служило источником вдохновения для многих авторов в разных видах искусства. Есть в работе А. Голованёвой очень интересный аспект – соотнесенность живописи и поэзии Блейка с формами и сочетаниями цветов искусства авангарда, открытиями неоклассических систем, основанных на резкой экспрессии, с новой лексикой поэтов-символистов, с примитивизмом как внеличностным характером выразительности и т.д.

В методе исследования А. Голованёва самостоятельна, ее подход к сложнейшей теме базируется на поиске стилистического языка, соответствующего специфике предмета анализа, нахождение которого дало возможность глубоко проникнуть в психологический мир художника, но главное – это буквальное (визуальное) и символическое (смысловое) иллюстрирование сюжета картин. На основе четырех живописных полотен Блейка – «Злоба», «Тело Авеля, найденное Адамом и Евой», «Лестница Иакова», «Река жизни» – и, соответственно, четырех музыкальных композиций («История при свете Луны», «Авель», «Лестница Иакова», «Река жизни») «яркий представитель авангардизма» (с. 19) Д.Н. Смирнов создает цикл «Картины Блейка».

Кроме богатых сведений о личности Блейка, стилевых ориентирах, впечатлениях и откликах на переводы поэм, книг, выставки живописных и гравюрных работ, о влиянии Блейка на последующие поколения (реферативная часть 1 раздела), научная цель диплома А. Голованёвой – выявить «психологию способов композиторской работы с сюжетом живописных источников (с. 21). Убедительно доказано, что в каждом из четырех сочинений Д.Н. Смирнова – свой собственный принцип воплощения сюжета. Персонификация (наделение изображаемых героев картин тембрами музыкальных инструментов) дает возможность «домысливать сюжет, создавать свою точку зрения, свое видение и свой вывод» (с. 36). Причем каждая миниатюра цикла «Картины Блейка» имеет свой тип развития сюжета: «История при свете Луны» – процессуальный (наличие завязки, развития, кульминации и развязки); «Авель» – объективной данности (отсутствие процессуальности и последовательной драматургии), «Лестница Иакова» – образец «превалирования одного психологического состояния персонажа/персонажей без изменений» (с. 63); в картине «Река жизни» – обобщенная трактовка образа-сюжета («река как жизнь» и «жизнь как река»). Подкупают доказательные уровни исторической семантики тембров инструментов, сюжетной диалектики «внешне-преходящего и внутренне-пребывающего», между «образом» и «смыслом».

Блейк представлен как феномен, способный формировать и сознание, и социальную психологию Личности. Его творчество дает возможность вжиться, вчувствоваться в мир давно ушедшей эпохи, понять сложный символический характер «первосюжета» = преодоление самого страшного рубикона – смерти. «Пройти до конца путь страданий и этап самоуничтожения (selfannihilation), а затем совершить метаморфозу, в результате которой жертва плоти обернется торжеством духа, истинным прозрением» (Г.А. Токарева).

Одно из самых больших достоинств работы А. Голованёвой – умение ставить вопросы, касающиеся фундаментальных сторон творчества Д.Н. Смирнова, заставлять себя думать над ними и искать ответы. Количественные описания выявленных закономерностей живописных полотен Блейка и музыки цикла Смирнова «Картины Блейка» перешли в новое диалектическое качество.

Это отразилось на оценочных суждениях текста, выводах живописно-музыкальных иллюстраций (отношение фигуры к фону, к изображаемой группе; изменчивость изображения пространства, движение воздуха, света и тени и т.д.), методе наглядного (визуального) сравнения, позволяющем сделать очевидным самые трудноуловимые нюансы, угадать замысел автора. Сюжеты (в том числе ветхозаветные – Каин и Авель, чудесный сон Иакова) стянули в один узел зримое и подразумеваемое, пребывающее «в кадре» и «за кадром», текст и подтекст, а современный композитор через сферу «музыкального красноречия» сумел передать связь эпох на уровне тончайшей интуиции.

 

 

А.В. Свиридова

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Фото В.О. Петрова

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих