«Страсти по Матфею» митрополита Илариона

«Страсти по Матфею» митрополита Илариона

на Международном фестивале им. В.Барсовой и М.Максаковой

         В день торжественного закрытия XIII Международного фестиваля вокального искусства им. В.Барсовой и М.Максаковой в большом зале Астраханской консерватории состоялся необычный концерт, который можно назвать духовной кульминацией всего Фестиваля. Впервые в Астрахани прозвучала оратория митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею». Интересно, что высокопоставленный клирик, являющийся руководителем Отдела внешнецерковных связей Русской Православной Церкви, известен и как композитор, в творчестве которого главное место занимает духовная музыка: «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Stabat Mater».

         Известно, что жанр «Страстей» (как и «Stabat Mater») не характерен для православного богослужения, однако история создания «Страстей по Матфею» митрополитом Иларионом раскрывает замысел композитора, выходящий за пределы православного клиросного пения a cappella. Как рассказывает сам Владыка, летом 2006 г., когда он ехал на машине из Вены в Будапешт (являясь епископом Венским и Австрийским), ему пришла мысль – написать «Страсти по Матфею». Чудесным образом, он услышал сразу все произведение в готовом виде: со звучанием хора, солистов и струнного оркестра, с музыкальными темами, в которых сплетались интонации, напоминающие западноевропейскую барочную музыку, древнерусские знаменные распевы и обиходные песнопения православной церкви, бытующие в современном богослужении. Причем, всю вокальную часть оратории композитор представлял со словами церковно-славянских текстов православного богослужения (из Страстной Седмицы), а непосредственно евангельский текст (из 26-28 глав Евангелия от Святого Матфея) – на русском языке. После этой поездки прошло три недели интенсивной работы над партитурой «Страстей», потом еще три месяца доработок, и оратория, предназначенная для концертного исполнения, была завершена. Таким образом, за предельно короткий срок композитор создал монументальное сочинение, в котором западноевропейская форма «Пассионов» оказалась наполненной «православным пониманием Страстей Христовых» (по слову самого Илариона).

         Премьера этого произведения, в исполнении хора Третьяковской галереи, московских певцов-солистов, Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского под управлением народного артиста СССР В.Федосеева, с участием композитора-священнослужителя в качестве чтеца Евангелия, состоялась в марте 2007 г., в Большом зале Московской консерватории, в присутствии патриарха Алексия II и тогда митрополита Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. С того  времени эти «Страсти» исполнялись во многих странах мира, в том числе в Италии, Греции, США, Канаде, Австралии, Турции, на Украине, в Белоруссии, Литве, Казахстане. В России оратория митрополита Илариона прозвучала от Москвы и Санкт-Петербурга – до Хабаровска и Петропавловска-на-Камчатке. И всюду это сочинение публика воспринимала как «музыку небес», слушая, затаив дыхание, буквально со слезами на глазах.

         Это можно было видеть и во время исполнения «Страстей по Матфею» в нашем городе, в знаменательный день, который в этом году пришелся на Вербное воскресение, предваряющее Страстную Седмицу (именно в вербный день, еще со времен Баха, установился обычай исполнять «Страсти» в духовных концертах). Исполнителями оратории митрополита Илариона (Алфеева) являлись астраханские музыканты: певцы-солисты, лауреаты всероссийских и международных конкурсов – Т.Важорова (сопрано), О.Войнова (меццо-сопрано), А.Тюпа (тенор) и студент консерватории З.Давыдов (бас); лауреат Международного конкурса духовной музыки камерный хор филармонии и студенческий хор консерватории под руководством Т.Рекичинской (соло с хором исполнял тенор К.Иванов); камерный оркестр филармонии (рук. Д.Костылев) и струнная группа симфонического оркестра консерватории (рук. засл. деятель искусств Удмуртии И.Сметанин), солировали Е.Иноченко (скрипка), Р.Бабаян (альт), С.Сизова (виолончель); текст Евангелия читал дьякон Успенского собора отец Максим (Белов). Дирижировал Л.Егоров.

         Особую атмосферу – словно в храме – придавало присутствие на концерте митрополита Астраханского Ионы, который благословил музыкантов на исполнение «Страстей по Матфею». А после пастырского благословения в переполненный слушателями прекрасный зал консерватории полилась божественная музыка. В непрерывном чередовании Евангельского слова, хоровых песнопений, арий солистов, полифонических оркестровых номеров, подобных музыкальным фрескам, талантливому дирижеру удалось создать целостную композицию «Страстей», наполненную глубокими чувствами и переживаниями трагических событий Священной истории и духовной радостью осознания божественной славы «Того, кто пострадал за наши грехи, чтобы воскреснуть и открыть путь к воскресению всему человеческому роду» (по словам митрополита Илариона).

         Важно, что не только исполнители, но и слушатели всей душой откликались на содержание «Страстей». Об этом они говорили после концерта, не спеша расходиться по домам и обмениваясь впечатлениями друг с другом.

         Духовная оратория митрополита Илариона прозвучала в Астрахани накануне Страстной Седмицы. И можно полагать, что даже те слушатели, которые не ходят в церковь, завтра потянутся в храм. Ведь именно к этому призывает вдохновенная музыка «Страстей по Матфею», созданная не только композитором, но и служителем Православной Церкви.

 

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор 

Фотографии К. Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих