Поет Елена Евтушенко

Каждый конкурс дает молодым артистам широкие возможности раскрыть свой талант и приобрести прочное имя в музыкальном мире. Подавляющее большинство лауреатов ведет интенсивную концертную деятельность. Подтверждение тому – концерт (состоявшийся 28 марта 2014) лауреата Всероссийского и Международного конкурсов Елены Евтушенко.

… Ведущая Мария Голованева объявила первый номер и на сцену вышла вокалистка в розово-коралловом концертном платье в тон Малого зала консерватории. Природа наградила ее всем, чтобы блистать на сцене – артистической внешностью, сильным сопрано, способностью преодоления инерции ладовых структур, чистотой интонирования.

Концерт открыла бессмертная музыка И.С. Баха – ария «Сердце, плачь…» из «Страстей по Матфею», поэтической основой которых послужили главы из Евангелия и идея самопожертвования Христа. Уже названия арии говорит о настроении и чувствах, выраженных в ней композитором. Сердечное тепло и полнота чувств составляют эмоциональную атмосферу музыки арии, точно переданную солисткой. Кроме И.С. Баха репертуарный список концерта включил редко исполняемые образцы вокальной музыки крупнейших немецких композиторов: представителя музыкального экспрессионизма – Рихарда Штрауса и одного из лидеров модернизма – Пауля Хиндемита. Ими оказались вокальные миниатюры «Пой» на стихи Карла Хенкеля Р.Штрауса и «Фанфары» на стихи Георга Тракля П.Хиндемита. Благодаря искренности переживаний, обаянию, женственности Елена Евтушенко приносит на сцену правду жизни. Похоже, она знает секрет «отмычек», чтобы проникнуть как можно глубже во внутренний мир слушателей, внушить им свои собственные чувства, как эмоции композитора. Особо отмечу, что в рамках ансамблевой деятельности (партия фортепиано – лауреат Международного конкурса Илья Михайлов) на первое место выступают поддержка друг друга, координация исполнительских усилий в создании яркой интерпретации. В итоге – безупречный ансамбль, общий эмоциональной настрой, согласованность во взаимоотношениях партнеров.

Русская классика была представлена романсами Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова и Сергея Слонимского. Романс «Ау» завершает последний вокальный опус Рахманинова, названный им «Шесть стихотворений для голоса и фортепиано» (ор. 38). Содержательный образ «стихотворения» находится в тесной связи с модернистской лирикой Константина Бальмонта. В ансамблевом исполнении проявилась живая экспрессия вокального голоса, искренность в передаче настроений и чувств, пленительная гамма гармонических красок зыбко колышущегося и звенящего фортепиано.

Разнопланово предстало вокальное творчество Свиридова: «Зимний вечер» на стихи А.Пушкина (1935), «Осенью» на стихи М.Исаковского (1938 – 1948), «Как небеса твой взор блистает» на стихи М.Лермонтова (1937). Романсы прозвучали в так называемом «камерном» амплуа (тонкость вокальных красок, эмоциональных оттенков), когда глубокое, интимное чувство к родному краю одухотворено образами природы – зимы, осени и личностью героя. В романсе «Осенью» Е.Евтушнко удалось передать почти физическое ощущение пространственности: тихому погружению в таинство природы (прощальный крик гусей) противостоял распетый вдох восторга и печали (ответная песня подруг).

Вокальные циклы Свиридова – целый мир со своим кругом образов и идей. Именно поэтому каждый цикл – значительная веха, открывающая в камерной музыке новые пути, основные тенденции движения стиля композитора. Особое место занимают циклы на слова С.Есенина: «У меня отец – крестьянин», «Деревянная Русь», «Поэма памяти Сергея Есенина», «Отчалившая Русь».

Захватывающее впечатление от природности, духовной вознесенности оставило исполнение песен-романсов «О. верю, верю, счастье есть» и «О, Родина, счастливый и неисходный час…» из поэмы «Отчалившая Русь». Оба номера славят обновление России, а финал поднимает тему до космических масштабов.

Фоном для первой песни служит почти непрерывный «малиновый» (светлый, прозрачный) колокольный звон, гимнический характер кульминации подчеркивается уплотнением фактуры, усилением звучности. Завершающий характер последней части – «гимн твёрдости, стойкости духа, бессмертной в памяти народа» (Е.Ручьевская). Отсюда ощущение красоты, величия во всем – в прекрасных мелодических линиях, продуманности и прочувствованности каждой фразы, интенсивности деления вокального тона, естественности интонирования текста, «красноречии» выявленных чувств, в благозвучии диссонансов колокольного сопровождения, создающего эмоциональный фон в «обход» вокальной мелодии, духовном слиянии с поэтической образностью.

Музыка должна идти от сердца к сердцу, а искусство – стоять на защите бесспорных моральных и культурных ценностей. Так можно определить творческое и общественное кредо не только Г.Свиридова, но и всех композиторов, чьи произведения были озвучены. Концерт поверг в восторг публику Малого зала – любителей вокального искусства, педагогов-коллег, студентов, – выразившейся в виде щедрых аплодисментов и цветов от поклонников.

А.Свиридова

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории,

заслуженный работник высшей школы РФ

 

Фото К. Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих