Памяти Виктора Андреевича Роммеля

 

По традиции, АРТИСТА в последний путь провожают аплодисментами. 22 февраля 2014 года не стало Виктора Роммеля, имя которого известно в музыкальном мире. Он был первым из домристов-альтистов, кто, состязаясь на равных с играющими на малой домре, стал лауреатом Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах (Ленинград, 1979).

Виктор Андреевич (Генрихович) Роммель, немец по национальности, родился 20 сентября 1949 года в Тюмени. В 1957 семья переехала в Казахстан, в город Щучинск Кокчетавской области. По воспоминаниям доктора технических наук, профессора Евразийского национального университета в Астане Ивана Генриховича Дика, который учился вместе с Роммелем в Бармашинской средней школе Щучинска, Витя был музыкально одаренным мальчиком и пробовал играть на многих инструментах. В школе не было постоянно действующих музыкальных кружков или ансамблей, но проводились ежегодные смотры художественной самодеятельности, в которых участвовали школьники, умеющие декламировать стихи, петь, играть на музыкальных инструментах. На одном из таких смотров Витя и Ваня сыграли на двух альтовых домрах обработку популярной народной песни «Среди долины ровныя» и были отмечены почетной грамотой. «С Витей было интересно, – вспоминает Иван Генрихович. – Как-то я обратил его внимание на то, что при игре тремоло часто появляется дополнительное постукивание, мешающее плавности звука. Я выдвинул теорию, что это – следствие несовпадения частот удара медиатора и собственной частоты струны (позже И.Г. Дик стал физиком, закончил физтех Томского университета – Л.В.). Он прислушался к моему мнению и стал экспериментировать. Скоро выяснилось, что качество звучания тремоло зависит от того, как заточить медиатор и какой выбрать для него материал». Важно, что эксперименты пытливых школьников с музыкальными инструментами поддерживал руководитель народного оркестра Щучинского Дома культуры – музыкант-энтузиаст Виталий Николаевич Козленко. Он обучал ребят не только игре на народных инструментах, но и нотной грамоте и сольфеджио, рассказывал о композиторах и музыкальных произведениях, всесторонне развивая своих учеников, среди которых были Виктор Роммель и Иван Дик. Народный оркестр, под управлением В.Н. Козленко, постоянно концертировал, о нем писали в газетах, говорили по радио. На всю жизнь юным музыкантам запомнились концерты в Алма-Ата (Алматы), где они впервые увидели свое выступление по республиканскому телевидению.

      В 1964 г. в городе Рудный Кустанайской (Костанайской) области было открыто музыкальное училище, и В.Н. Козленко был приглашен туда преподавателем, а он, в свою очередь, позвал в училище своих лучших воспитанников из клубной самодеятельности. Таким образом, Виктор Роммель оказался в первом наборе учеников Рудненского музыкального училища. А в 1969 году, по окончании училища, продолжил учебу в числе первых студентов открывшейся тогда Астраханской консерватории. Здесь он занимался на домре-альт в классе опытного педагога-методиста и автора сочинений для народных инструментов Бориса Михайловича Стуса (ныне – профессор, заслуженный работник высшей школы РФ).      

Еще в студенческие годы Виктор стал концертировать, выступая как солист и ансамблист (в дуэтах, трио). Кроме того, на IV курсе он начал преподавать в Астраханском училище культуры и одновременно играть в ансамбле народных инструментов, созданном педагогом этого училища С.М. Антоновым.

         После успешного завершения учебы в вузе и службы в Советской Армии, в 1975 году Виктор Андреевич стал работать на кафедре народных инструментов в alma mater. Выступал с сольными программами, а также как ансамблист, в том числе в составе педагогического коллектива (под руководством заведующего кафедрой, доцента Ю.В. Носкова) и инструментального ансамбля, в котором играл еще в студенческие годы (в 1980 – 1982 Роммель руководил этим коллективом, известным как «Ивушка»).

         В 1979 году Виктор Роммель принял участие во II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах, проводившемся в Ленинграде. И его выступление стало событием на конкурсе, поскольку он был первым из домристов-альтистов, удостоившихся призового места на исполнительском соревновании такого уровня. Успеху музыканта способствовала доцент АГК, концертмейстер М.П. Крылова. Как об этом писал кандидат искусствоведения Ю.Ястребов, «ансамбль Роммель – Крылова, представлявший на конкурсе в Ленинграде Астраханскую консерваторию, был назван авторитетным жюри в числе победителей» (Ястребов Ю. Соло на домре // Волга. – 1981. – 2 августа). При этом следует заметить, что В.А. Роммель стал первым – из числа выпускников Астраханской консерватории – лауреатом престижного Всероссийского конкурса. Но он не переставал совершенствоваться и в 1981, без отрыва от производства, закончил ассистентуру-стажировку при ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных (под руководством профессора В.С. Чунина).

         В 1982 году Виктор Андреевич был приглашен на Украину, в Николаевскую филармонию, на должность художественного руководителя ансамбля народных инструментов «Узоры». В числе артистов ансамбля были и его астраханские выпускники – Т.Колесникова и И.Полякова, и там же работал баянист А.Смыков (воспитанник Астраханской консерватории по классу доцента В.В. Ромадина). «Успешная работа ансамбля создала возможность для его гастрольных поездок. Киев, Харьков, Одесса, Днепропетровск, Запорожье – вот далеко не полный перечень городов, где выступали «Узоры» и где ансамбль был отмечен как высокопрофессиональный инструментальный коллектив», – писала А.Макаренко, старший преподаватель Николаевского филиала Киевского института культуры (Макаренко А. Поиски «Узоров» // Южная правда (Николаев). – 1985. – 17 мая).

         Однако в 1987 году В.А. Роммель переехал в Омск и стал работать в Омском филиале Алтайского государственного института культуры старшим преподавателем кафедры оркестрового дирижирования. Здесь он вел большой круг специальных дисциплин: домру, балалайку, гитару, занятия по изучению оркестровых инструментов. Разрабатывал новые лекционные курсы, создавал содержательные методические пособия, являлся научным руководителем региональной программы «Музыкальное наследие и устное народное творчество сибирских немцев». Наряду с преподавательской работой Виктор Андреевич не прекращал интенсивной исполнительской деятельности. Когда он выходил на сцену, его игра на домре напоминала слушателям завораживающее пение контральто или виртуозные пассажи виолончели. «Зал замирал от проникновенно звучавшей протяжной «Легенды» Слонимского, по контрасту с головокружительным «Скерцо» Гоэнса», – так отзывалась о выступлении Роммеля ведущий преподаватель Омского музыкального училища В.Патрашова (Патрашова В. Городу нужен такой оркестр! // Вечерний Омск. – 1988. – 26 мая). Тогда же, в Омске, Виктор Андреевич организовал ансамбль (секстет) русских народных инструментов «Калинушка», который получил признание у слушателей благодаря «обширной, разнообразной программе, качественной инструментовке (сделанной руководителем ансамбля В.А. РоммелемЛ.В.), высокому техническому уровню исполнения» (Чупахин С. Браво, «Калинушка»! //Вечерний Омск. – 1992. – 6 января). Недаром за высокие показатели в педагогической, научной и исполнительской работе в 1991 году Виктор Андреевич был выдвинут на должность доцента кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования, в которой он проработал до 8 мая 1998 года, вплоть до отъезда на свою историческую родину – в Германию.

         Переехав в Германию и проживая в старинном немецком городе Бохуме, музыкант не порывал связей с Россией. Он по-прежнему концертировал как солист и ансамблист (в дуэтах с баянистом и гитаристом), а также организовал ансамбль русских народных инструментов «Калинушка-2», для которого (как и для дуэтов) создал немало прекрасных аранжировок музыки Глинки, Чайковского, Рахманинова, Аренского, Шостаковича, Шнитке и других композиторов. Не забывал включать в свои концертные программы и произведения астраханских композиторов – Блинова, Гонцова и своего творческого наставника Стуса.

         На страничке Виктора Роммеля в рунетовских «Одноклассниках» всегда можно было прочитать доброжелательные заинтересованные отклики на события в культурной жизни Астрахани. 21 октября 2013 года он написал отзыв на книгу «Квартет «Скиф». 20 лет вместе»: «Книгу только что получил. Прочитал молниеносно, ни одной неточности не заметил. Книга великолепна! Окунулся в «ту жизнь» и сразу вспомнил, после прочтения книги, что с ансамблем «Ивушка» постоянно пели Олег Биктимиров и Олег Гольдес». А по поводу книги, задуманной к 45-летию Астраханской консерватории, Виктор Андреевич заинтересованно отреагировал: «Новая книга – это здорово! Благое дело делаете! Желаю успехов в этом благородном и нужном для всех деле. Если будет нужна какая-либо помощь, пишите, помогу, чем смогу».

         Он мечтал приехать на юбилей родной консерватории (в ноябре-декабре 2014 года), сыграть в концерте выпускников, встретиться со своими дорогими учителями и товарищами. Но не успел дожить даже до 20 сентября, когда ему исполнилось бы всего 65 лет. Тяжелая скоротечная болезнь унесла его жизнь… И лишь живая память о Викторе Андреевиче Роммеле не дает забыть, каким он был замечательным музыкантом и человеком.

 

 

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор Астраханской государственной консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих