Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе:

Сборник статей /ред. сост. Л.М. Цукер. – Москва: Издательство «Композитор», 2010. — 328 с.

 

 

 

 

Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе: Сборник статей /ред. сост. Л.М. Цукер. – Москва: Издательство «Композитор», 2010. — 328 с.

 

Музыкально-историческая наука преимущественно интересуется творениями великих художников, гениев, а армия их менее знаменитых современников, так называемых композиторов «второго ряда», чаще всего предастся забвению. Огромные пласты в высшей степени достойной музыки, интересной, художественно полноценной, не изучаются, а главное, не звучат, остаются закрытыми для исполнителей, неизвестными широкому кругу слушателей, выпадают из современной концертной практики. Данный сборник призван привлечь внимание к творчеству композиторов, хоть и оказавшихся ныне в тени, но в свое время пользовавшихся немалой, иногда даже громкой известностью, оставивших заметный след в музыкальной жизни и культуре, а главное, занявших свое особое место в музыкально-историческом процессе. Авторы статей обращаются к забытым именам в западноевропейской и отечественной музыке, начиная с XVI-XVII веков — эпохи складывания индивидуального композиторского творчества и самой фигуры творца, и кончая XX столетием. Именно в такой исторической последовательности выстраиваются статьи в данном сборнике. Завершают его два очерка, посвященные музыковедческой деятельности композиторов, внесших весомую лепту в развитие исторического и теоретического музыкознания.

В основу настоящего издания положены материалы международной научной конференции, проведенной Ростовской консерваторией имени С.В. Рахманинова в апреле 2009 года.

Книга адресована как специалистам — музыковедам, исполнителям, – так и широкому кругу читателей — любителей музыки.

 

 

 

Содержание

Анатолий Цукер (Ростов-на-Дону). В тени классиков: к проблеме

целостности музыкально-исторического процесса……………………….…..

 

5

Любовь Купец (Петрозаводск). Композиторы «второго ряда» как

образовательный парадокс: проблемы атрибутации, критериев оценки и слушательского восприятия……………………………………………………..

 

 

19

Маргарита Катунян (Москва). Кто изобрел генерал-бас? Или Посткомпозиция

как предтеча Нового времени……………………………………….………….

 

35

Вера Демина (Ростов-на-Дону). Об авторстве «Службы Благодарственной о Полтавской победе» …………………………………….  

49

Светлана Козлыкина (Ростов-на-Дону). Фьоренцо Маскера: у истоков инструментальной канцоны ………………………………………………………  

56

Андрей Денисов (Санкт-Петербург). Судьба оперы seria после Глюка: Траэтта, Сарти ………………………………………………………………………  

62

Константин Жабинский (Ростов-на-Дону). Заупокойные мессы Михаэля Гайдна в контексте эволюции жанра …………………………………………..  

71

Светлана Блинова (Вологда). Композиторы «второго ряда» в эпоху венского классицизма ……………………………………………………………..  

80

Людмила Гуревич (Санкт-Петербург). При дворе пяти императоров: Луиджи Мадонис в Петебурге ……………………………………………………  

90

Владимир Гуревич (Санкт-Петербург). Антонио Лолли – на пересечении с Россией …………………………………………………………..  

101

Елена Зинькевич (Киев). «Недостоверное прошлое» русской музыки …. 128
Наталья Иванчей (Москва). Затерянный мир: русские транскрипторы XIX века ………………………………………………………………………………  

145

Юлия Желнова (Ростов-на-Дон). Авторы серенад в России первой половины XIX века …………………………………………………………………  

160

Александр Селицкий (Ростов-на-Дону). «Между мольбы святой и тяжких воздыханий…»…………………………………………………………….  

171

Галина Калошина (Ростов-на-Дону). «Второй эшелон» группы «Шести»: Жермена Тайефер и Луи Дюрей …………………………………………………  

189

Елена Мироненко (Кишинев). Штрихи к портрету Владимира Ребикова… 202
Елена Кисеева (Ростов-на-Дону). Николай Николаевич Черепнин в культуре Серебряного века ……………………………………………………….  

217

Наталья Мещерякова,Ольга Малиновская (Ростов-на-Дону).

«Я человек заброшенный…»: парадокс Михаила Гнесина ………………….

 

229

Оксана Луконина (Волгоград). Новые факты творческой биографии М. Штейнберга ………………………………………………………………………….  

242

Екатерина Дулова (Минск). О сущностных основаниях национальной композиторской школы: В. Золотарев в Беларуси ……………………………  

256

Григорий Коксок (Москва). Сюита Бориса Шехтера «Туркмения» в анализе Виктора Цуккермана …………………………………………………….  

267

Светлана Хватова (Майкоп). Современный клиросный композитор: в тени предания ………………………………………………………………………  

278

Татьяна Франтова (Ростов-на-Дону). Композитор-музыковед: универсальный талант или творец «второго ряда»? ………………………..  

292

Ирина Шабунова (Ростов-на-Дону). Г. Берлиоз и Ф. Геварт в теории оркестровки …………………………………………………………………………  

314

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих