Мастер-класс профессора

         5 декабря для музыкантов – всегда особый день. День памяти МОЦАРТА. И то, что именно 5 декабря 2013 года в Астраханской консерватории состоялся мастер-класс заслуженного артиста РФ, профессора кафедры хорового дирижирования С.Е. Комякова по исполнению «Литургии» ЧАЙКОВСКОГО – так же знаменательно, ведь в этом году отмечается 120-летие памяти великого русского композитора (как тут не вспомнить, что для Чайковского музыка Моцарта была «высшей точкой красоты в искусстве»).

         На репетиции со студенческим хором (руководитель хорового класса Т.В. Рекичинская) маэстро представил центральный номер «Литургии» – «Символ веры». В связи с этим следует сказать, что весной 1990 года хор консерватории, под руководством С.Е. Комякова, впервые в Астрахани исполнил «Литургию» Чайковского. В то самое время общественность отмечала 150-летие со дня рождения композитора, и его монументальное литургическое сочинение, после длительного запрета на советской сцене, открыло слушателям мир «высшего сосредоточения сил художника, ушедшего от базара житейской суеты и углубившегося в созерцание вечного идеала» (по словам известного музыкального критика, современника Чайковского – Г.Лароша). Интерес астраханских слушателей к духовному произведению любимого композитора был настолько устойчивым, что «Литургия» неоднократно исполнялась хором консерватории и в 1990-м, и в последующие годы. И не только в большом консерваторском зале. Примечательно, что 6 мая 1990 года, накануне дня рождения Чайковского, студенческий хор выступил с «Литургией» в Успенском соборе Астраханского кремля (в то время верхний храм этого уникального памятника православного зодчества использовался как Выставочный зал). Под высокими сводами древнего собора духовная музыка Чайковского обрела свое истинное место, ведь композитор создавал «Литургию» для богослужебной цели. Недаром это исполнение стало событием культурной жизни Астрахани, о котором сообщалось в местной прессе. Тогда же, весной 1990 года, хор АГК гастролировал во Владикавказе и исполнял «Литургию» Чайковского в зале Северо-Осетинского Республиканского училища искусств. Между прочим, среди многочисленной публики находился педагог училища – А.А. Брискин (в 1970-е в числе его училищных воспитанников по оркестровому дирижированию был пианист В.Гергиев, ныне оперно-симфонический дирижер с мировым именем). Обычно весьма строгий в своих оценках, Брискин тепло отозвался о студенческом хоре из Астрахани, заметив, что «ауфтакты Комякова напоминают манеру управления хором знаменитого эстонского дирижера Густава Эрнесакса».

         Примечателен и тот факт, что осенью 1993 года, когда отмечалось 100-летие памяти Чайковского, хор Астраханской консерватории был допущен к службе в Кафедральном Покровском соборе Астраханско-Енотаевской епархии. Литию, посвященную памяти композитора, при большом стечении народа, возглавил епископ Иона (ныне митрополит Астраханский). А песнопения из «Литургии» Чайковского, в исполнении студенческого хора под руководством С.Е. Комякова, органично вписались в торжественную православную службу.

         Незабываемо и то, что именно «Литургией» Чайковского в Астраханской консерватории, в декабре 2004 года, почтили память Н.Н. Калинина, музыканта-просветителя, народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, свыше четверти века руководившего Национальным академическим русским оркестром им. Н.П. Осипова (Калинин в 1990-е годы являлся также профессором Астраханской консерватории). Духовная музыка Чайковского прозвучала в первом отделении памятного концерта (студенческий хор пел под руководством С.Е. Комякова), а во втором отделении блестяще выступил сводный оркестр народных инструментов филармонии и консерватории под управлением заслуженного деятеля искусств РФ В.М. Махова (с участием солистов, заслуженных артистов РФ А.Мостыканова, А.Бабушкина, Н.Тарасовой и др.).

         «Литургия» Чайковского продолжает звучать в Астрахани и в настоящее время – теперь хор консерватории, совместно с камерным хором областной филармонии, под руководством Т.В. Рекичинской репетирует это сочинение для исполнения на Фестивале духовной музыки. А мастер-класс, состоявшийся в консерватории 5 декабря 2013 года, безусловно, поможет молодым музыкантам более глубоко проникнуться содержанием «Литургии», а главное – продолжить и приумножить традиции в интерпретации «Литургии» Чайковского, заложенные профессором С.Е. Комяковым в процессе неоднократного исполнения этого масштабного произведения. Особенно это касается вокального прочтения литургического текста, с применением различных певческих приемов, которыми в совершенстве владеет маэстро. И это вовсе не случайно, поскольку он в течение полувека работал с хорами различной квалификации (профессиональными, учебными, любительскими) и изучал влияние вокальных приемов на певческое голосообразование с помощью специальной аппаратуры (спектрограф, глоттограф, рентгеноскопия, фониатрия). К тому же в 1970-е годы он обучался в аспирантуре ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных под руководством известного ученого в области фониатрии и вокальной методики, кандидата медицинских наук и доктора искусствоведения, профессора Л.Б. Дмитриева.

         Увлеченно репетируя каждую строку литургического текста, С.Е. Комяков ясно показывал голосом соответствующую вокальную краску и настолько выразительно воплощал свой исполнительский замысел в мануальной пластике, что студенческий хор чутко реагировал на все его пожелания. В результате объявленный мастер-класс стал интересным примером сотворчества опытного наставника и пытливой молодежи. А «Символ веры» Чайковского невольно способствовал единению аудитории, подобно тому, как это бывает в храме во время Божественной литургии, когда все – и священнослужители, и клиросные хоры, и прихожане – объединяются в обиходном песнопении «Верую».

         Вполне заслуженно, что мастер-класс завершился продолжительными аплодисментами всех присутствующих (кроме студентов и педагогов кафедры хорового дирижирования, здесь находились учащиеся и педагоги Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского). Каждый из участников вынес для себя что-то полезное. Как заметила в завершение встречи заведующая кафедрой хорового дирижирования, профессор Л.П. Власенко, «нет пределов совершенству в исполнительском искусстве, важно, что мы не только наблюдали, но и сами участвовали в творческом процессе, который дает импульсы для дальнейших поисков и достижений».

                                                                  Л.Н. Егоров, доцент кафедры

                                                                  хорового дирижирования 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих