ТАКАЯ МУЗЫКА – БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ…

Действительно, разве можно считать устаревшими мотет И.С. Баха «Jesu, meine Freude» и «Magnificat» А. Вивальди, если, невзирая на проливной дождь, 22 марта в Концертном зале им. М.П. Максаковой собралось немало любителей музыки, чтобы услышать «живьем» эти произведения, созданные триста лет назад!

Отрадно, что в Астрахани вновь звучит музыка эпохи барокко – духовные сочинения Баха и Вивальди, которые облагораживающе воздействуют на исполнителей и слушателей своими художественными достоинствами и глубиной содержания.

Напомню, что монументальный одиннадцатичастный мотет «Jesu, meine Freude» («Иисус, моя радость) в нашем городе впервые исполнил студенческий хор Астраханской консерватории под руководством профессора С.Е. Комякова – 14 декабря 1988 г. Причем, партию органа, дублирующую хоровые голоса, играла студентка кафедры хорового дирижирования Л. Лысенко (она посещала факультативные занятия в классе органа преподавателя Е.С. Базовой). А 20 апреля 1989 г. хор АГК, гастролируя в Махачкале, представил там, в Республиканской филармонии, акаппельную версию этого мотета, показав высокую вокальную культуру – владение «инструментальной» манерой пения и чистый хоровой строй. В последующие несколько лет мотет Баха, также в исполнении а cappella, неоднократно звучал со сцены большого зала Астраханской консерватории, вызывая восторженные отклики широкого круга любителей классической музыки (об этом, в частности, в местной прессе писала музыковед, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки М.Г. Хрущева). Последний раз, под управлением заслуженного артиста РФ, профессора С.Е. Комякова, мотет «Jesu, meine Freude», прозвучал в Астрахани 25 апреля 2004 г., в годовщину памяти одного из основателей Астраханской консерватории, заслуженного деятеля искусств РФ, доктора искусствоведения, профессора Марка Ароновича Этингера (1922-2003). В том самом концерте пел муниципальный камерный хор «Лик», создававшийся С.Е. Комяковым прежде всего для исполнения духовной музыки. И удивительным образом совпало, что памяти известного баховеда, почетного гражданина Астрахани М.А. Этингера, последние годы жизни проживавшего в Германии, в городе Гёттингене, в Астрахани прозвучала прекрасная хоровая музыка, написанная И.С. Бахом для траурной службы по знатным гражданам Лейпцига.

«Magnificat» Вивальди ранее также исполнялся в Астрахани: накануне миллениума, 29 декабря 1999 г. – в римско-католическом костеле Успения Божией Матери, а 10 апреля 2000 г. – в большом зале консерватории. Примечательно, что четырнадцатичастная композиция, составленная из номеров двух версий вивальдиевского обращения к евангельском тексту славословия Девы Марии – «Величит душа моя Господа» (RV610 и RV611), была предложена художественным руководителем камерного оркестра Астраханской филармонии Владиславом Белинским и исполнена с участием студенческого хора АГК (руководитель – С.Е. Комяков) и солистов – Татьяны Важоровой (сопрано), Ольги Бочкаревой (меццо-сопрано) и Александра Лаптева (тенор).

Слушая, как сегодня мотет «Jesu, meine Freude» исполняют коллективы Астраханской филармонии – камерный хор (руководитель Татьяна Рекичинская) и камерный оркестр под управлением лауреата Международного конкурса Дмитрия Банаева, нельзя не отметить высокого профессионального уровня интерпретации произведения, которое выдающийся исследователь творчества И.С. Баха – А. Швейцер назвал «проповедью композитора о жизни и смерти». Хоральные и полифонически развитые номера, в основу которых положены изречения из Послания апостола Павла римлянам (глава 8, стихи 1,2,9,10,11) и религиозные стихи И. Франка (весь текст – на немецком языке), прозвучали безукоризненно по стилю: динамически мягко, ритмически отчетливо и легко, со штрихом non legato в юбиляциях. Надо сказать, что оркестровые голоса, дублирующие хоровое пятиголосие, удачно аранжировала концертмейстер камерного оркестра Эльмира Такаева, и это помогло хору справляться с вокально-техническими трудностями данного сочинения.

Великолепно прозвучал девятичастный «Magnificat» Вивальди (в версии RV610), в исполнении которого участвовали: камерный хор филармонии и студенческий хор консерватории (руководитель коллективов – Т.Рекичинская); солисты: лауреаты и дипломанты Международных и Всероссийских конкурсов Яна Паклянова (первое сопрано), Татьяна Важорова (второе сопрано), Ольга Бочкарева (альт), Александр Тюпа (тенор), Константин Хрипушин (баритон); и камерный оркестр филармонии под управлением Дмитрия Банаева. Следует заметить, что в этом произведении исполнителям особенно удались драматургические контрасты – чередование мощных хоровых и виртуозных сольных номеров. Кто-то из публики, не торопившейся расходиться после концерта, сказал: «Потрясающее исполнение, словно мы побывали в рижском Домском соборе!»

Между прочим, по окончании каждого из представленных сочинений, слушатели, находясь под впечатлением от прозвучавшего, не сразу начинали аплодировать, но потом дружно скандировали приятное для исполнителей слово «браво»!

Остается сказать о ведущей – заслуженной артистке РФ Надежде Дорофеевой, которая, как всегда, покорила публику своим лирическим лекторским словом, подчеркнув, что именно такие концерты, в которых звучит «музыка на все времена», жизненно необходимы современному человеку!

Л.П. Власенко,

зав. кафедрой хорового дирижирования АГК,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

Фото С.Иванова

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих