День российской науки

Начиная с 1999 года, 8 февраля ежегодно отмечается как День российской науки. Эта дата выбрана не случайно, поскольку 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.

Читайте очерк о творческих и научных связях Астраханской и Саратовской консерваторий, написанный доктором искусствоведения, профессором, проректором по научной работе АГК Людмилой Владимировной Саввиной.

ТВОРЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ

АСТРАХАНСКОЙ И САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

 Творческие связи с Саратовской консерваторией имеют давние традиции и начались задолго до открытия в Астрахани консерватории. Исторически сложилось так, что старейшее музыкальное училище в Астрахани, открытое в 1900 году, тесно сотрудничало с Саратовской консерваторией. Этому способствовало как географическое расположение, так и постоянные творческие контакты двух городов. В Астрахань на гастроли приезжали оперные певцы, симфонические оркестры, выдающиеся исполнители. Поэтому выпускники Астраханского музыкального училища с большим желанием поступали в Саратов.

В свою очередь, Саратовская консерватория осуществляла шефство над училищем: ее педагоги приезжали в Астрахань на государственные экзамены, давали консультации, выступали с концертными программами.

В 1969 году, когда открылась Астраханская консерватория, научные и творческие связи двух поволжских городов приобрели новое содержание. Как и любое высшее учебное заведение, Астраханская консерватория в самом начале своей деятельности в качестве приоритетных направлений выбрала путь, связанный с межвузовским сотрудничеством, со студенческой и профессорско-преподавательской мобильностью. Научные и творческие контакты с вузами создали возможность для приглашения специалистов по наиболее важным и востребованным в Нижнем Поволжье специальностям. В рамках сотрудничества с другими вузами произошли процессы сближения и интеграции учебных заведений, что позволило молодому начинающему вузу в дальнейшем выработать собственную концепцию профессионального образования.

Связи с Саратовской консерваторией оказались наиболее устойчивыми, долговременными и получили разносторонние связи в самых разных направлениях. Их можно определить как: 1) связи, реализуемые через педагогов и выпускников Саратовской консерватории, приглашенных на работу в Астраханскую консерваторию; 2) участие педагогов Саратовской консерватории в работе государственных экзаменационных комиссий; 3) участие педагогов, студентов и аспирантов Астраханской консерватории во всероссийских, международных конкурсах и конференциях на базе  Саратовской консерватории; 4) сотрудничество в области концертной деятельности; 5) взаимодействие в рамках фестивалей «Астраханские вечера современной музыки»; 6) научное сотрудничество; 7) организация объединенного диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций на базе Саратовской консерватории; 8) участие педагогов Саратовской консерватории в международных и всероссийских конференциях, организованных Астраханской консерваторией. Можно с уверенностью утверждать, что выпускники и педагоги Саратовской консерватории (20 человек) работали в разное время почти на всех кафедрах Астраханской консерватории.

В 1968 году за год до открытия консерватории в Астрахань приехала делегация педагогов во главе с ректором Василием Сергеевичем Кузнецовым, чтобы посмотреть условия для филиала Саратовской консерватории, куда должны были поступать выпускники местного музыкального училища. Однако впоследствии эта идея не была утверждена Министерством культуры РСФСР, но приезд Василия Сергеевича оказался знаковым: вряд ли он тогда думал о том, что зимой 1973 года станет ректором нового вуза, и одновременно будет заведовать кафедрой духовых инструментов до апреля 1980 года. За время своего руководства Астраханской консерваторией Василий Сергеевич осуществил шесть выпусков специалистов. Одна из важнейших сфер его деятельности – методическое руководство подшефными училищами, куда входили училища Астрахани, Дагестана, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Калмыкии. За большой вклад в развитие музыкальной культуры в 1975 году он получил почетное звание заслуженного деятеля искусств Калмыкии, а в 1976 году получил почетное звание заслуженного деятеля искусств России.

Василию Сергеевичу принадлежит заслуга установки и открытия в Большом зале консерватории органа чешской фирмы «Ригер-Клосс» в 1975 году. Благодаря этому возникла возможность знакомить слушателей с органной музыкой в исполнении прославленных мастеров. Одним из наиболее частых гостей нашего города являлся известный органист Гарри Гродберг.

В этот период по приглашению В.С. Кузнецова в Астрахань с концертами и мастер-классами приезжают выдающиеся отечественные исполнители, среди них М. Ростропович, Г. Вишневская, Э. Серов.

Василий Сергеевич Кузнецов вел активную педагогическую деятельность, занимаясь со студентами в классе гобоя и кларнета. Среди учеников можно назвать гобоиста Валерия Пахомова, возглавившего после его отъезда кафедру духовых и ударных инструментов. За семилетний период работы в Астраханской консерватории В.С. Кузнецов сформировал основной педагогический состав, в котором работали молодые педагоги, недавние выпускники российских вузов. Особое внимание уделялось кафедре духовых и ударных инструментов. Можно сказать, что он заложил на этой кафедре прочные профессиональные традиции на многие последующие годы, что отмечают многие его коллеги. На кафедре духовых инструментов до приезда в Астрахань В.С. Кузнецова работал и декан консерватории А.Д. Селянин.

Расширение образовательного пространства кафедры оказало влияние на процесс и результат образовательной деятельности. В настоящее время связи кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской и Саратовской консерваторий получили дальнейшее продолжение: студенты Астраханской консерватории в 2016 году принимали активное участие во II Всероссийском открытом конкурсе исполнителей на духовых и ударных инструментах имени А.Г. Никитанова. С мастер-классами в Астрахань (2015, 2017) приезжал заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов, заслуженный артист РФ, профессор Саратовской консерватории Ю.И. Скворцов.

Особым образом выстраивается взаимодействие с Саратовской консерваторией кафедр спецфортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, а также фортепиано. С 1970 по 1977 годы она пополняется выпускниками классов профессоров С.С. Бендицкого, А.Д. Киреевой, Б.К. Радугина: это – Т.А. Базова (класс профессора Б.К. Радугина), Г.Н. Бескровная (ассистентура-стажировка в классе профессора С.С. Бендицкого), А.Ж. Курганова (класс С.С. Бендицкого), Г.М. Волкова, О.А. Калмыкова (класс заслуженной артистки РФ, профессора А.Д. Киреевой).

Особая заслуга в формировании кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки принадлежит Татьяне Александровне Базовой, заведующей кафедрой с 1976 по 1983 годы, замечательному концертмейстеру, достигшему в камерном вокально-инструментальном исполнительстве высочайшего мастерства. Татьяне Александровне было присуще удивительное ощущение стиля, особенно в передаче вокальной лирики Мусоргского и Грига. Обширна и география ее выступлений во многих городах России и союзных республиках – Москве, Перми, Свердловске, Белгороде, Калининграде, Омске, Кишиневе, Ташкенте, Минске. Кроме того, Татьяна Александровна принимала активное участие во Всероссийских конкурсах вокалистов имени М.И. Глинки, неизменным председателем которых была Ирина Константиновна Архипова, и Международных конкурсах оперно-камерного пения.

За 16 лет работы в Астраханской консерватории Т.А. Базова выступала с такими певцами как Анатолий Бабыкин (будущий солист Большого театра), Андрей Антонов (заслуженный артист РФ, лауреат международных конкурсов), Милада Ярешко (заведующая кафедрой сольного пения Астраханской консерватории).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большая часть преподавателей кафедр спецфортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки, фортепиано (пять человек) являются носителями традиций фортепианной школы Саратова.

Поскольку основными составляющими образовательного пространства является многомерность, многосвязанность и непрерывность, то постепенно между кафедрами расширялся и масштаб самого пространства, выражавшийся в усилении коммуникативных связей через участие студентов и преподавателей в конкурсах пианистов. Так, в 2005 году в Астраханской консерватории был организован Всероссийский конкурс им. Льва Оборина. Идею организации этого конкурса активно поддержали его ученики, профессора ведущих музыкальных вузов России, ректорат Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В разные годы лауреатами конкурса стали студенты Саратовской консерватории, среди них Алёна Митёкина (класс профессора А.М. Тараканова), получившая специальный приз за лучшее исполнение сочинений П.И. Чайковского.

Творческая атмосфера, способствующая профессиональному росту студентов, создается в результате активной концертной деятельности. В разные годы с сольными концертами в Астрахань приезжали заслуженный артист РФ, профессор, ректор А.А. Скрипай, заслуженный артист РФ, профессор А.М. Тараканов.

В свою очередь, астраханцы также оставили страницу в истории Саратовской консерватории. Так, выпускница кафедры спецфортепиано Лариса Георгиевна Сухова (класс заслуженного артиста РФ, профессора Э.Г. Камалова), защитив докторскую диссертацию, работала в Саратове сначала деканом, а потом проректором по научной работе, одновременно являясь членом диссертационного совета.

Особую роль в истории Астраханской консерватории сыграл выпускник кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории Фарид Якубович Сепкулов (класс доцента Л.С. Заливухиной), затем окончивший класс оперно-симфонического дирижирования (у заслуженного артиста РСФСР М.С. Нерсесяна). По направлению республиканского Министерства культуры Ф.Я. Сепкулов поехал в Казань дирижером-ассистентом симфонического оркестра Татарской государственной филармонии. Восемь лет (1971-1979) работы с оркестром под руководством народного артиста СССР Натана Рахлина явились для молодого дирижера настоящей академией симфонического дирижирования. В своей многообразной деятельности Фарид Якубович, опираясь на опыт выдающихся дирижеров Г.Рождественского, Н. Рахлина, К. Кондрашина, Е. Мравинского, Е.Светланова, нес эстафету дирижерских традиций – высокой культуры, безупречного вкуса – и оправдал возлагавшиеся на него надежды.

В 1979 году Ф.Я. Сепкулов был приглашен в Астраханскую консерваторию на должность руководителя и дирижера оркестрового и оперного классов. В его репертуаре были произведения самых разных жанров (симфонии, концерты, увертюры, поэмы, сюиты, фантазии) и разных стилей, диапазон которых простирался от И.С. Баха, Боккерини, Моцарта, Бетховена, Шумана, Грига, Брамса, Дворжака, Бизе, Бородина, Чайковского до современных композиторов – Прокофьева, Шостаковича, Бабаджаняна и астраханских композиторов – Блинова, Гонцова.

Другой стороной творческой деятельности Ф.Я. Сепкулова являлось руководство оперной студией консерватории, где проявились его профессиональные качества педагога, работающего со студентами на стадии разучивания партий. Благодаря активной деятельности Фарида Якубовича были поставлены оперные сцены и оперы «Колокольчик» Доницетти, «Севильский цирюльник» Россини, «Тоска» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Не только любовь» Щедрина, «Зори здесь тихие» Молчанова.

В 1981 и 1989 годах Ф.Я. Сепкулов дирижировал на двух Всероссийских смотрах-конкурсах вокалистов, проходивших в Астрахани, а также выступал в качестве дирижера на трех фестивалях имени В. Барсовой и М. Максаковой [2].

Саратовская консерватории сыграла роль в становлении кафедры народных инструментов, среди представителей которой были баянисты, окончившие Саратовскую консерваторию: В. Ромадин, В. Зайчиков, Ю. Тарасов, создавшие трио баянистов. В семидесятые годы этот коллектив пользовался у слушателей неизменным успехом, исполняя увертюры Бетховена, «Итальянское каприччио» Чайковского, фрагменты из оперы «Кола Брюньон» Кабалевского. Все переложения классического репертуара были выполнены В. Ромадиным, замечательным педагогом, деканом оркестрового факультета, воспитавшим не одно поколение музыкантов, среди которых его ученик – заслуженный артист РФ, профессор, – один из участников квартета «Скиф» Александр Сергеевич Бабушкин

На кафедре сольного пения и оперной подготовки в разные годы работали две выпускницы Саратовской консерватории Валентина Михайловна Большакова и Милада Семеновна Ярешко. В.М. Болшакова – один из первых педагогов консерватории, которого называли неутомимым пропагандистом музыкального искусства. За долгие годы работы в филармонии она освоила почти весь классический репертуар меццо-сопрано. Этот накопленный практический опыт пригодился ей как педагогу, когда она из филармонии перешла на работу в консерваторию.

Милада Семеновна Ярешко приехала в Астрахань после окончания Саратовской консерватории в 1971 году. Молодая, энергичная певица оказалась очень востребованной на сцене Большого зала консерватории, постоянно выступая с сольными концертами. Высокий профессионализм, компетентность в вопросах вокального искусства позволили ей не только занять достойное место в профессорско-преподавательском составе вуза, но и защитить кандидатскую диссертацию. М.С. Ярешко принадлежит заслуга в работе оперной студии, где она как заведующая кафедрой тесно сотрудничала с дирижерами Ф.Я. Сепкуловым и Ю.М. Ивановым. Благодаря этой деятельности многие студенты-вокалисты получили хорошую оперную практику, выступая в оперных спектаклях Верди, Чайковского, Бизе, Римского-Корсакова. 

В настоящее время на кафедре работают еще два представителя Саратовской консерватории – семейный дуэт Тарасовых. Наталья Кимовна Тарасова – народная артистка РФ, профессор до консерватории работала в Астраханском музыкальном театре, где блистательно выступала в партиях Розины («Севильский цирюльник» Россини), Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова), Виолетты («Травиата» Верди), Констанции («Похищение из Сераля» Моцарта), Адели («Летучая мышь» Штрауса), Нормы («Норма» Беллини). Занимаясь в классе профессора Саратовской консерватории О.Н. Стрижевой, Н.К Тарасова получила прекрасную профессиональную подготовку и после окончания консерватории была рекомендована в ассистентуру-стажировку (класс профессора А.И. Быстрова). В Астраханской консерватории Наталья Кимовна первая из певцов, работающих в Астрахани, удостоилась почетного звания народный артист РФ и дважды награждалась премией Губернатора им. М.П. Максаковой. Н.К. Тарасова – чуткий исполнитель, хорошо владеющий ощущением стиля, ей первой принадлежит исполнение вокального цикла «Бессонница» саратовского композитора Елены Гохман. С 2003 года Н.К. Тарасова является проректором по творческой работе, а с 2010 года одновременно работает художественным руководителем Астраханской государственной филармонией.

Сергей Васильевич Тарасов, окончив Ленинградскую консерваторию, поехал на работу в Саратов, где 13 лет преподавал на театральном отделении Саратовской консерватории, одновременно выступая как певец-солист. В 1999 году переезжает в Астрахани, где работает солистом музыкального театра и преподавателем в музыкальном колледже им. М.П. Мусоргского. В настоящее время заведует кафедрой сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории.

Таким образом, в становлении кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской консерватории важную роль сыграли четыре педагога, носители традиций саратовской школы вокального искусства.

На кафедре хорового дирижирования определяющую роль в ее формировании сыграли два представителя саратовской школы – Сергей Евгеньевич Комяков и Виктор Михайлович Егоров (класс М.В. Тельтевской), которые в разные годы возглавляли единственный в нашей стране рыбацкий ансамбль песни и танца «Моряна», гастролируя с этим коллективом по разным городам Советского Союза. 

Сергей Евгеньевич Комяков, заслуженный артист РФ, профессор после окончания Саратовской консерватории остался там же работать на кафедре хорового дирижирования, однако вскоре вернулся в Астрахань и возглавил ансамбль песни и танца каспийских моряков «Моряна». С открытием консерватории в 1969 году стал совмещать работу в ансамбле с педагогической деятельностью: проводил индивидуальные занятия в специальном классе, руководил студенческим хором, а также являлся руководителем камерного хора «Лик». Помимо концертно-исполнительской деятельности С.Е. Комяков занимался научной разработкой приемов вокальной настройки голосовых аппаратов. Является автором ряда научных статей, опубликованных как в Астрахани, так и других городах России. Являясь человеком творческим, С.Е. Комяков занимается хоровыми обработками и сочинением хоровых произведений, за что в 2014 году удостоен Губернаторской музыкальной премии имени А. Каппа [2].

Виктор Михайлович Егоров работал в Астраханской консерватории с 1976 по 1998 годы, был человеком творческим, необычайно темпераментным и увлекающимся. В разные годы создавал студенческие хоры и вокальные ансамбли, Прошел большой путь от старшего преподавателя до профессора, вкладывая всю свою душу в работу со студентами.

Кроме В.М. Егорова и С.Е. Комякова на кафедре хорового дирижирования работала А.Д. Камратова (1997 – 2015), выпускница Саратовской консерватории (класс Е.П. Сидоровой), которая читала в Астраханской консерватории курс по хороведению, а также проводила практические занятия по чтению хоровых партитур.

Наконец, еще две кафедры – теории и истории музыки и общегуманитарных дисциплин – обнаруживают связи с Саратовской консерваторией.

В 1971 году на кафедру теории и истории музыки по приглашению первого заведующего кафедрой Марка Ароновича Этингера приехал в Астрахань выпускник профессора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Л.Л. Христиансена – Александр Сергеевич Ярешко. Уже тогда в первые годы работы на кафедре он проявил себя как молодой и перспективный ученый, один из первых защитивших кандидатскую диссертацию в РАМ им. Гнесиных. Его ученики до сих пор вспоминают интересные и емкие по содержанию лекции по истории русской музыки и народному творчеству. Александр Сергеевич был не только замечательным педагогом, но и общественным деятелем, оставившим яркую страницу в истории вуза.

На кафедре общегуманитарных дисциплин лекционные курсы читала молодая и обаятельная Зинаида Васильевна Фомина, оставившая неизгладимое впечатление у студентов своей эрудицией, широким кругозором и умением держать аудиторию на эмоциональном подъеме.

Межвузовские взаимодействия открыли для Астраханской консерватории дополнительные возможности для повышения качества образования. Именно с этой целью в разные годы в Астрахань председателями государственных экзаменационных комиссий приглашались ведущие педагоги Саратовской консерватории. В 1974, 1975, 1979 годах в качестве председателя комиссии кафедры спецфортепиано был приглашен профессор Б.А. Гольдфедер, в 1980, 1986 – заслуженный артист РСФСР, профессор А.М. Тараканов. в 2006 году комиссию возглавлял заслуженный деятель искусств РФ, профессор, ректор Саратовской консерватории А.А. Скрипай. Вместе с ректором в 2006 году председателем комиссии на кафедре струнных инструментов был профессор, заведующий кафедрой струнных инструментов Саратовской консерватории А.Б. Григорьев, а в 2010, 2011, 2012, 2015 и 2017 годах неизменным председателем государственной экзаменационной комиссии на кафедре теории и истории музыки был заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения, профессор А.И. Демченко.    

На протяжении ряда лет динамично развиваются творческие связи астраханских и саратовских композиторов. В 1993 году Астраханское отделение союза композиторов, входившее в состав Волгоградского союза композиторов, превращается в самостоятельную организацию. В неё входят композиторы А.И.Блинов и Ю.П.Гонцов. По их инициативе в 1989 году в Астрахани организуется Международный фестиваль современной музыки, которому в 2017 году исполнилось 25 лет. Прошедшие за эти годы фестивали неизменно демонстрировали современные достижения в области профессионального музыкального искусства. Начиная с 2001 года, их постоянным участником становится председатель союза композиторов России, народный артист РФ Владислав Казенин. Каждый последующий фестиваль вовлекает все больше новых композиторов и исполнителей. Среди композиторов, чьи произведения неоднократно звучали в программе фестивальных концертов, и композиторы Саратова: Игорь Дороднов, Алексей Павлючук. Их произведения пользуются у астраханцев неизменным успехом. Фестиваль современной музыки открыл для астраханских слушателей талантливого фаготиста, заслуженного артиста РФ, профессора, заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов Саратовской консерватории Юрия Скворцова, блестяще исполнившего на фестивале 2015 года в Астрахани сочинение Игоря Дородного для фагота «Музыка». С этого момента началось творческое сотрудничество Юрия Скворцова с астраханским композитором Юрием Гонцовым, посвятившим свое новое сочинение «Осенний ветер» Ю.И. Скворцову.

Новый этап сотрудничества Астраханской и Саратовской консерваторий начинается с 2005 года с момента открытия Регионального совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по специальностям 17.00.02 «Музыкальное искусство» и 17.00.09 «Теория и история искусства». В организации диссертационного совета, куда помимо Саратова входили консерватории Астрахани, Воронежа и Тамбова, огромную роль сыграл Александр Иванович Демченко. Благодаря его творческой инициативе, темпераменту и молодому задору смогли объединиться и слаженно работать независимые до объединения в совет учебные заведения. Работа в диссертационном совете способствовала повышению качества научных исследований и обмену творческим опытом. С открытием совета стала возможной защита диссертаций аспирантов Астраханской консерватории. Членами совета были три педагога Астраханской консерватории: доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина, доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева, доктор искусствоведения, профессор П.П. Сладков. За годы совместной работы совета защитили кандидатские диссертации В. Петров, Г. Бескровная, А. Усманова, М. Сальникова, О. Шепшелева, С. Тарасов, Л, Драч, докторские диссертации – Л. Саввина, В. Петров.

Как опытный педагог и ученый, Александр Иванович Демченко явился инициатором защиты двух диссертаций астраханских педагогов, руководство которых осуществил непосредственно сам: это докторская диссертация Л.В. Саввиной «Звукоорганизация музыки ХХ века как объект семиотики» и кандидатская диссертация «Вокальное творчество венских классиков» С.В. Тарасова.

Педагоги, студенты и аспиранты Саратовской консерватории активно участвуют во всероссийских и международных конференциях, проходящих на базе Астраханской консерватории, обмениваются мнениями, принимают участие в дискуссиях, что способствует открытости, восприимчивости инновационной деятельности и повышению качества подготовки научных кадров. Можно с уверенностью сказать, что Саратовская консерватория на конференциях всегда представлена солидной делегацией. Ее постоянными участниками стали доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ А.И. Демченко, доктор искусствоведения, профессор А.С. Ярешко, доктор искусствоведения, профессор И.В. Полозова, доктор искусствоведения, профессор С.П. Полозов, доктор искусствоведения, профессор Т.В. Карташова [1].

Межвузовское взаимодействие осуществляется и на основе участия астраханцев в конкурсе студенческих работ кафедры хорового дирижирования Саратовской консерватории, стимулирующем научную деятельность студентов исполнительских специальностей.

Как известно, научное пространство строится на принципах распространения наиболее значимых теоретических концепций и их внедрения в практику образовательной среды. В Астраханской консерватории практическое применение находят теоретические и исторические концепции, разработанные в трудах докторов искусствоведения, профессоров Саратовской консерватории А.И. Демченко, А.С. Ярешко, И.В. Полозовой, С.П. Полозова, Т.В. Карташовой. Они широко внедряется в практику учебных курсов «Русская музыка», «Зарубежная музыка» и «Музыка ХХ века».

Таким образом, связи Астраханской и Саратовской консерваторий, прежде всего, отличаются многообразием, характеризующимся множественностью способов взаимодействий, оказывающих влияние на воспитание музыканта-профессионала, что стимулирует его активность и расширяет возможности в выборе дальнейшего пути. Можно сказать, в этих связях проявляются тенденции к кооперированию и образованию широкого образовательного пространства, способствующего созданию и поддержанию широкой научной и творческой базы.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Астраханская государственная консерватория. –  45 лет /  Ответственный редактор-составитель доктор искусствоведения Л.В. Саввина. – Астрахань, 2014.
  2. Здесь живет музыка. К 45-летию Астраханской консерватории / Автор проекта, главный редактор-составитель Л.П. Власенко. – Астрахань: ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс «Волга», 2014.

 

Л.В. Саввина,

доктор искусствоведения,

профессор, проректор по научной работе АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих