ИТОГИ КОНКУРСА НА ЛУЧШУЮ ХОРОВУЮ ОБРАБОТКУ

Объявленный кафедрой хорового дирижирования, в рамках мероприятий к 300-летию Астраханской губернии, внутривузовский конкурс на лучшую хоровую обработку астраханской народной песни «Эх, да мы поедем во иные города» состоялся!

На конкурс было представлено 8 обработок для смешанного хора a cappella. Причем, кроме магистрантов А.Мисуриной и Ю.Скудиной, в программу обучения которых входит дисциплина «Обработка народной песни», интерес к творческой работе с фольклорным материалом (предложенная песня – из сборника В.Самаренко, М.Этингера «Русские народные песни Астраханской области, М., 1978. – С.11-12) проявили не только студенты старшего курса бакалавриата И.Соборук и О.Белова, прошедшие курс хоровой аранжировки, но и младшекурсники Д.Байтемирова, А.Ганиева, Е.Павликова, для которых участие в таком состязании было весьма сложной задачей.

Не смотря на то, что конкурс был внутривузовским, жюри, в состав которого входили: председатель – профессор С.Е.Комяков, профессор Л.Н.Егоров и секретарь – преподаватель К.Н.Лаврова, рассмотрело и хоровую обработку песни «Эх, да мы поедем во иные города», присланную Р.Топчевским, преподавателем Атыраусского музыкального колледжа им. Дины Нурпеисовой (Казахстан). Примечательно, что Роальд Борисович – выпускник Астраханской консерватории по специальности «Музыковедение», здесь он обучался, без отрыва от производства, в 1972-1977 гг., под руководством старшего преподавателя, композитора О.И.Меремкулова. Работая более полувека в родном городе Гурьеве (Атырау), Топчевский является там ведущим музыковедом, известным композитором, авторитетным педагогом, о котором с большим уважением отзываются его многочисленные воспитанники. А что касается хоровой обработки, сделанной Роальдом Борисовичем специально для нашего конкурса (как музыкальный привет alma mater), она может послужить образцом бережного отношения к первоисточнику и знания традиций хорового письма русских композиторов, обращавшихся к жанру обработки народной песни для хора без сопровождения (Римский-Корсаков, Мусоргский, Лядов, Шостакович, Салманов и др.). Вместе с тем, интересный композиторский замысел автора данного произведения можно усовершенствовать, добавив окончание (этого требует неожиданное завершение обработки модуляцией в ля минор, заключительный аккорд которого на тоническом трезвучии воспринимается как «сигнал» к еще одной тональной перестройке и унисонному окончанию всего сочинения на народную тему), а также поместив теноровую партию, при четырехстрочном изложении, в привычном для нее скрипичном ключе (а не в басовом). И тогда обработка Р.Топчевского будет востребованной в хоровой исполнительской практике, украшая концертные программы не только учебных, но и профессиональных творческих коллективов.

А по результатам внутривузовского конкурса, лучшими были признаны обработки: Ангелины Мисуриной (1 место), Юлии Скудиной (2 место), Ирины Соборук (3 место), Алины Ганиевой (4 место). Особенно следует выделить работу Мисуриной, которой удалось вариационно «распеть» все голоса смешанного хора и создать удачную форму, предложив в конце, после антифонного изложения мужских и женских партий, повторение первого куплета, с запевом в октавный унисон басов и альтов и мелодическим подхватом всех партий хора. А обработка Скудиной, написанная также в куплетно-вариационной форме, отличается ясно обозначенной в ней исполнительской задачей ускорять темп от куплета к куплету, что вполне согласуется с содержанием текста этой песни. Нельзя не заметить и достоинств обработки Соборук, в которой использована смешанная фактура хорового письма, с вкраплением варьированных ритмически «острых» подголосков, а также обработки Ганеевой, которая написана с учетом тесситурных возможностей каждой партии, ведь, к примеру, обработка О.Беловой уступила лучшим конкурсным работам по причине преимущественно высокой тесситуры во всех партиях, кроме альтовой. К тому же, Ольга нарушила условие конкурса – представить не менее чем четырехстрочную партитуру, ограничившись двумя хоровыми строками, с объединением женских (в скрипичном ключе) и мужских (в басовом ключе) партий, но добавив дополнительную верхнюю строку для партии «тенора соло» (хотя, судя по записи, это дуэт солирующих теноров). А обработки Екатерины Павликовой и Дианы Байтемировой, поданные в рукописном виде (в нарушение требования компьютерного набора нотного текста), представляются лишь набросками к их будущей работе с фольклорными первоисточниками.

Подводя итоги конкурса на лучшую хоровую обработку, следует подчеркнуть важность участия в нем студентов, обучающихся по специальности «Дирижирование академическим хором», поскольку в практической деятельности с коллективом хормейстеру не раз придется заниматься такой интересной творческой работой, как обработка народных песен для хора a cappella.

С.Е.Комяков,

заслуженный артист России, профессор

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих