Все решает талант

25 апреля состоялся авторский концерт композитора Леонида Бутакова в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий 2017».

Каждый композитор имеет право (не конституционное) услышать написанные им сочинения в живом звучании. С этой целью устраиваются авторские встречи, фестивали современной музыки, где можно оценить направленность творческих исканий скромных молодых (не достигшие 40-летнего возраста) и пробивных именитых творцов современной музыки.

Мое личное мнение о композиторских способностях Леонида Бутакова складывалось постепенно: от «обязательных» сочинений в рамках курса гармонии («Прелюдия» ы стиле И.С. Баха, романтические «Вариации», современное «Рондо»), звучащих opus’ов на фестивалях «Дни современной музыки в Астрахани», до анализа вариаций «Аллюзии-фантазии русской народной песни “Запой соловей”».

Из программы авторского концерта были «на слуху» вариации для баяна «Искания» и рондо «Круг явлений» для органа.

Игра лауреата всероссийских и международных конкурсов Дмитрия Соловьева не стерлась из памяти прошлого года. Могу честно признаться, что первое знакомство с этим сочинением вызвало сомнение в правомерной растянутости формы – 22 вариации. Повторное прослушивание лишний раз подтвердило прописную истину, что современные сочинения необходимо слушать много раз, «вживаться» в них. Конечно, ест ь произведения, которые с первого прослушивания раскрывают концептуальные свойства музыки – образность, архитектонику, многомерность содержания и т.д. Тем не менее, истина такова: современную музыку нельзя полюбить сразу, как нельзя понять смысл информации на новом для слуха незнакомым языке.

Сама программа (название пьесы) – «Искания» – подразумевает поиск, что нашло отражение в интонационном строе, в мастерской демонстрации различных технических возможностей солирующего инструмента, в обогащении традиционной палитры выразительных средств. Изменения (2 редакция) не касаются сущности концепта (модель смыслообразования), а только «огранки» сочинения.

Познакомиться в одной программе с творчеством современного композитора, естественно, невозможно, но начало положено, можно делать кое-какие выводы: констатировать меткость интонационного «профиля» («смыслозвук»), то есть запоминаемость музыкальной мысли, которая отмечает бóльшее из того, что озвучено было композитором.

Не могу сдержать восхищения по поводу премьеры вокального цикла на стихи Владислава Ходасевича «Passivum». Это тот случай, когда в словарном запасе нет определений, эпитетов, сравнений, равных тому, чтобы попасть «в точку», и чтобы относились они сразу к двум исполнителям: солистке – лауреату всероссийских и международных конкурсов Оксане Ворониной (сопрано, класс народной артистки России Натальи Тарасовой) и концертмейстеру Ларисе Билецкой (класс профессора Г.Н. Бескровной).

Меня проинформировали, что выступлению предшествовала большая репетиционная работа (семь месяцев). Ошеломляющий результат: виртуозное мастерство, безупречная вокальная техника, свободное звуковедение (восходящие и нисходящие glissandi), голос, отличающийся многообразием красок, динамических градаций – F (крик), P (полушепот), активной, четкой дикцией. Потрясающий ансамбль! Браво!

Рубеж XX-XXI веков ознаменовался поворотным этапом в эволюции органного искусства, утверждением органа в новом статусе. Он связан с выходом за пределы литургического предназначения, что означало признание за ним права концертного инструмента. Переход был подготовлен модернизацией выразительных средств, нетрадиционными приемами игры, новациями в области композиционных форм как ответ на стилевое направление поставангарда и выдающиеся технические возможности исполнителей-органистов.

Дипломант Международного конкурса Наталья Муравьева исполнила на очень высоком уровне рондо «Круг явлений» для органа. Она нашла равновесие между эмоциональностью и отстраненной рациональностью. Главное, что характеризует сочинения для органа, это отсутствие надуманности, ложного новаторства, органичность смены состояний: от прорывающейся экспрессии рефрена к сдержанности, умению длить из одной интонации целое в эпизодах.

28 лет существует фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», ранее – «Астраханские вечера советской камерной музыки» (1989). Это мало или много, но все-таки недостаточно, чтобы астраханский слушатель стал интересоваться, понимать современную музыку? Фестивалей современной музыки, проводимых в масштабах страны, очень много (от Санкт-Петербурга до Владивостока), но до сих пор, за редким исключением, современная музыка исполняется при полупустых залах. Концерт Леонида Бутакова стал этим исключением.

Итак, заключительные слова о Леониде Бутакове: ученик Юрия Гонцова, композитор в «возрасте Христа», теперь уже член Астраханской региональной общественной организации «Союз композиторов», студент музыкально-педагогического института им. М.Ипполитова-Иванова) кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс Понькина В.А.), стипендиат правительства России, педагог АГК, артист филармонии. Творческих Вам успехов во всех ипостасях.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения, профессор Астраханской консерватории

Фото И.Калины

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих