«Иди за мной …»

Концертная программа Камерного хора филармонии и хора студентов консерватории в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий 2017» включила сочинения девяти отечественных композиторов.

Самыми молодыми из них были Сергей Смирнов (Нижний Новгород) и Сергей Екимов (Санкт-Петербург), средневозрастную группу представлял Александр Рындин (Астрахань) и Сергей Терханов (Саранск, ум. 2014), в самую многочисленную вошли мэтры хорового искусства: Виталий Ходош (Ростов-Москва, ум 2016), Эдуард Фертельмейстер, Дмитрий Смирнов (Москва-Лондон), Сергей Жуков (Москва), Владимир Магдалиц (Краснодар-Москва, ум 2014).

Уникален список авторов текстов хоровых сочинений – Вильям Шекспир, Серафим Саровский, Афанасий Фет, Евгений Садулин, поэты «серебряного века» – Зинаида Гиппиус, заключительные слова стихотворения которой взяты для названия концерта, Александр Блок, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Все вместе они представили Вселенную художественного видения, восприятия мира и жизни.

Ведущий Константин Гузенко подробно рассказывал биографические данные (год рождения, место учебы) каждого композитора, цитировал их высказывания о жизни, людях, эстетических ценностях, творческих поисках.

Оговорю сразу безграничность стилистического, жанрового, эмоционального и содержательного диапазона представленных сочинений.

Первыми прозвучали два хора Виталия Ходоша из цикла «Четыре сонета» на стихи Шекспира. Первый вопрос, возникающий при сопоставлении этих имен: что может объединять людей, отдаленных друг от друга несколькими столетиями? Это вечные темы Одиночества, Пути, Смерти. И потому, чем более зрелым становится человечество в духовном отношении, тем больше открывает оно глубин в поэзии Шекспира. И хотя жанр сонета разрабатывался многими поколениями поэтов – Данте, Петрарка (Италия), Ронсар (Франция), Уайет, Сарри, Сидни, Спенсер (Англия) – именно Шекспир приблизил лирику к реальным чувствам людей.

В «поэтическом слове», первой и второй хоровых миниатюр встречаются обороты речи, раскрывающие настроение, тональность душевных чувств: «Не потому ли грустью ты объят, что строго согласованные звуки укором одиночеству звучат?» (Ты – музыка); «Я думаю о красоте твоей, о том, что ей придется отцвести», «Но если смерти серп неумолим …» (Когда часы мне говорят …).

Обе хоровые миниатюры отмечены вышеназванными темами и в этом – дань памяти композитору: 12 мая годовщина смерти Виталия Ходоша. Музыка как выражение человеколюбия в «поединке» со словами гения – Шекспира победила: пронзительная нежность, умение композитора творить из звуков красоту дает ей (и автору) право на бессмертие, поскольку люди во все времена одновременно живут в Вечности.

Контрастом к музыке Виталия Ходоша прозвучало сочинение Сергея Екимова «Мадригал» – фрагмент из концерта для смешанного хора a cappella на стихи А.Ахматовой «Последнее посвящение». Мадригал в поэзии – короткое стихотворение пасторально-любовного свойства, адресованное даме; в музыке – светская песня на родном (итальянском) языке в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латыни.

Музыка мадригала наполнена лирической образностью, светла и безмятежна, с явными чертами галантной танцевальности, но текст «живет» как бы самостоятельной жизнью, в нем и бравада («Сердце к сердцу не приковано, если хочешь – уходи»), и сожаление («Я не плачу и не жалуюсь, мне счастливой не бывать»), и безысходность («Не целуй меня, усталую, смерть придет поцеловать»).

Музыка второй хоровой миниатюры С.Екимова «Пало прениже волн» из цикла «Три стихотворения Марины Цветаевой» воспроизводит стилистику духовного жанра – молитвы («молите ропщет: «Отче, возьми в закат, в ночь свою, Отче»). Мотивация обращения к столь разным жанрам (светская песня и молитва) связано со сферой воплощения глубокого психологизма стихов двух представительниц поэзии «серебряного века», где также выделяется мотив-размышление о смерти, а музыка открывает глаза на ценности жизни.

Молодой композитор С.Смирнов в хоровом опусе «С годами время все дороже» по своему интерпретирует тему возраста, избрав текст стихотворения Е.Садулина. В процессе развития в сдержанность поэтического текста врывается страстное волнение, расширяющее диапазон интонационного поля, а увеличение динамики подводит к кульминации-императиву: «Но и в последний юбилей / Себе мы скажем, что отныне / Мы стали чуточку мудрей». Последнее четверостишие звучит как утешение в динамике piano: «Все реже мы зовем удачу, / Все больше ценим мы друзей/ А как же, нам нельзя иначе, / Ведь мы становимся мудрей».

Великолепные стихи З.Гиппиус «Иди за мной» вновь потрясают не покидающей мыслью о смерти и заклинательной повторностью фраз человека: «пойми меня» (5 раз), «иди за мной» (8 раз). А какая свежесть интонаций в век интервальных структур, прозрачность фактуры, очарование тембровых ресурсов, красота гармоний, обусловленных внутренней потребностью души композиторов. Отрадно, что сочинение с глубоким и сложным содержанием нашли сразу же отклик и понимание слушателей – любителей хорового искусства, педагогов, студентов, выразившегося в виде щедрых аплодисментов.

За редким исключением тема жизни и смерти пронизывала всю программу концерта. Она открыто декларируется в хоре «Мы ждем гостей» Э.Фертельмейстера – военная тема в ретроспекции времени, скрыта в аллегориях («Часы» С.Терханова, отмеряющие время жизни), в художественных параллелях («Я наравне с другими» Д. Смирнова, «Молитва покаянная преподобного Серафима Саровского»), но везде композиторы, мастерски переводя разные поэтические тексты на язык музыки, предлагают высокохудожественные версии доминирующей идеи: Любовь изначальна неотделима от Смерти, любая попытка обрести счастье роковым образом обречена.

В прямом противоположном эмоциональном ключе звучали хоровые миниатюры «Милый друг» Д.Смирнова (фрагмент из концерта для хора «Приявший мир» на стихи А.Блока), «Ночь светла» и «Я пришел к тебе с приветом» В.Магдалица из цикла «Времена года» на стихи А.Фета, «В районном ресторане» С.Терханова.

Этот содержательно-событийный блок хоровых сочинений создает сочную музыку, покоряющую интонациями живой эмоциональной речи, открытостью выражения чувств, молодостью духа, красочностью гармонического языка.

Черты жанра «инструментальной» музыки для хора, представлены в хоровом «В районном ресторане» С. Терханова. Композитор прибегает к интонации звучания аккомпанирующих инструментов, на фоне которых сопрано озвучивает (leggiero) текст-повествование: «В районном ресторане оркестрик небольшой …/ играют только двое, но громко и с душой …», и таким образом возводит музыку в ранг «звуковой зримости». Она проявляется в звукоподражании игры гармошки и скрипки («Во всю медвежью глотку гармошечка ревет. / А скрипочка визгливо «тир-лим, тир-лим» поет»), в мощной кульминации (та ба да ба дам), имитирующей звучание инструментального ансамбля, в способах исполнения заключительных строк «персонажей» хоровой пьесы с авторскими ремарками: задумчиво – «И выпивает молча во дни больших удач»; risoluto, F – «стакан сибирский парень»; осторожно, Р – и рюмочку скрипач».

В прекрасном исполнении прозвучали сочинения Александра Рындина Две пьесы для хора a cappella закрытым ртом. Это тот случай, когда хоровое пение без текста способно создавать особый лирический мир с разнообразием его оттенков, со звукоизобразительностью и фонизмом. Хоровая музыка a cappella – это кладезь тембровой выразительности будь то культовая музыка, светские хоры, «звукоописание» природы, чувств, «портреты» персонажей (негативные или позитивные). «Золотым фондом» современной духовной музыки стало «Великое славословие» из «Всенощного бдения» – наиболее часто исполняемый opus Александра Рындина.

Особым озарением, светом, радостью и любовью к природе овеяны два хора Е.Подгайца на стихи А.Фета из цикла «Времена года», а завершился концерт «Молитвой покаянной преподобного Серафима Саровского» С.Жукова, вобравшей множество личных просьб, хвалу и благодати, в которых проявляется могущество Господа.

Назначение искусства, а стало быть и человека, обучающего искусству – в данном случае хоровому – растревожить душу, сердце и совесть… Концерт во всех смыслах принес пользу: публика познакомилась с новыми именами, получила массу позитивных эмоций, несмотря на гигантскую эволюцию в развитии выразительных средств; авторы исполняемых пьес получили возможность быть услышанными лишний раз. Хор отличился, как всегда, прекрасным строем, высокой культурой пения, проявив в полной мере свои лучшие исполнительские качества, и в этом заслуга руководителя хора и дирижера Татьяны Рекичинской. Огромный концертный репертуар камерного хора филармонии и хора студентов консерватории (классическая музыка четырех столетий, «летописный» пласт народной песенности, эстрадная, джазовая, духовная музыка) пополнился солидным запасом сочинений современных композиторов.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения, профессор Астраханской консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих