Пасхальный концерт в большом зале консерватории

Знаменательно, что этот концерт, организованный благотворительным фондом «Возрождение астраханского органа» (управляющая Н.Фомичева), при спонсорской поддержке компании «Лукойл» и по благословению митрополита Астраханского и Камызякского Никона, состоялся в благодатной атмосфере большого зала Астраханской консерватории. Действительно, для Пасхального концерта, с участием церковных и светских певчих, да еще в присутствии православного духовенства, – в день, называемый в народе Красной горкой, более красивого помещения, чем большой консерваторский зал, восхищающий своим изысканным интерьером и великолепной акустикой, в Астрахани не сыщешь. К тому же немаловажно, что в нашем историческом здании в той его части, где сейчас сцена, первоначально (во времена Мариинской гимназии) был иконостас церкви во имя мученицы Александры. И хотя при советской власти, еще до передачи здания Астраханской консерватории, здесь находилась общеобразовательная школа, для нужд которой вместо церкви был оборудован спортивный зал, – память о «намоленном месте» дошла до наших дней…

Надо сказать, программа этого концерта была выстроена весьма удачно, с чередованием хорового и сольного пения с чтением духовной поэзии и игрой на органе, причем по времени все номера заняли лишь чуть более часа, поэтому из многочисленной публики (в партере и на балконе были заняты не только приставные стулья, но и подоконники, а в проходах стояли те, кому не повезло слушать сидя) ни один человек не покинул зал до окончания концерта.

Первыми на сцену вышли певчие мужского архиерейского хора Успенского собора, которые под управлением регента Андрея Ларичева подобающе исполнили пасхальный тропарь «Христос Воскресе» Кастальского и выразительно спели ряд духовных сочинений Чеснокова. При этом в известном песнопении «Да исправится молитва моя» солировал бас-баритон Дмитрий Кондратьев, солист Астраханского театра оперы и балета. И он же, в сопровождении органа, партию которого на протяжении всего концерта играла Наталья Фомичева, с большим чувством исполнил «Верую» из «Демественной литургии» Гречанинова. Следует заметить, что солисты являлись украшением благотворительного концерта. Так, публика буквально наслаждалась, слушая примадонну Астраханского театра оперы и балета – сопрано Елену Разгуляеву, которая выступила не только сольно («Легенда» Чайковского), но и в вокальном дуэте с Дмитрием Кондратьевым («Ангел» Рубинштейна), а также – с камерным хором филармонии («Совет превечный» Чеснокова) и объединенным хором студентов консерватории и камерным хором Астраханской филармонии («Аве Мария» Илия II, Патриарха всея Грузии), под руководством Татьяны Рекичинской. Стилистически выверенным исполнением церковно-славянского текста порадовал тенор Сергей Быстров, артист оперного хора и камерного филармонического, который солировал со сводным хором консерватории и филармонии в песнопении «С нами Бог» Чеснокова.

А кульминацией концерта стало трогающее за душу исполнение камерным хором филармонии и студенческим хором консерватории, под управлением Татьяны Рекичинской, песни «Русь называют святою» архидиакона Романа (Тамберга).

Нельзя не отметить и важной роли в композиции концерта артиста Сергея Кичигина, который предварял музыкальные номера проникновенным чтением изумительных стихов Пастернака и образцов поэтического творчества священнослужителей – иеромонаха Василия (Рослякова) и отца Николая (Гурьянова). Давно зная Сергея Кичигина как мастера художественного слова, можно было заметить, что на этот раз его речевые интонации существенно изменились. Несомненно, в голосовом преображении артиста (особенно сгущении тембра) сказалась его недавняя гастрольная поездка в Луганск и Донецк, где он выступал с сольными концертами и моноспектаклем, играя с высоким напряжением чувств перед мужественными жителями Донбасса.

А в финале Пасхального концерта все три хора – филармонический, студенческий и церковный (в составе которого пел и регент Андрей Ларичев) – совместно исполнили под энергичным руководством дирижера Татьяны Рекичинской «Христос Воскресе» Астафьева. Затем к хористам присоединились остальные участники – солисты Елена Разгуляева, Дмитрий Кондратьев, Сергей Быстров, чтец Сергей Кичигин и органистка Наталья Фомичева, и благодарная публика дружными аплодисментами выразила сердечную признательность за доставленную радость – всем, вдохновенно выступавшим на сцене прекрасного большого зала Астраханской консерватории.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор,

заведующая кафедрой хорового дирижирования

Астраханской консерватории

Фото К.В. Гузенко

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих