Концерт студентов оперного класса

 

Концерт, посвященный Всемирному дню театра и носящий интригующее название – «”Кармен”, “Рита”, “Манон Леско” и другие женщины “Дон Жуана”», состоялся в последние дни марта в малом зале консерватории.

В концерте приняли участие студенты оперного класса: Мальцева Анна, Кононенко Карина, Джабраилова Зарема, Шахмарданов Рамиз (II курс), Целикова Елизавета, Жартовский Игорь (III курс), Шихженетов Самат, Мирабдалов Иван, Паллас Юлия, Оджаев Мингиян, Журавский Егор (IV курс), Марышева Юлия (V курс) и ассистент-стажер первого года обучения Хрипушин Константин.

Поскольку послушать программу пришли не только высокопрофессиональные музыканты «храма искусства», но и многочисленные астраханские меломаны, то зал оказался переполненным. А послушать было что. В программе концерта прозвучали сцены из опер Ж.Бизе, В.А. Моцарта, Дж. Пуччини и Г.Доницетти.

Открыл концерт квинтет контрабандистов из второго действия оперы «Кармен» (1875) Ж.Бизе. Роли распределились следующим образом: Кармен – Джабраилова Зарема, Фраскита – Мальцева Анна, Мерседес – Кононенко Карина, Данкайро – Шахмарданов Рамиз, Ремендадо – Шихженетов Самит.

Жизнь композитора и судьбу его оперы «Кармен» модно определить одной фразой: «Через тернии к бессмертию». П.И. Чайковский предсказал, что через десять лет оперы будет самой популярной оперой мира, хотя при жизни Бизе она не имела успеха. Слушатели были шокированы реализмом сюжета, критики обрушились с резкой руганью на автора, которого не стало через три месяца после премьеры. Сегодня вряд ли найдется театр, репертуар которого не украшает бессмертный шедевр французского оперного реализма.

Несмотря на различный уровень подготовки молодых вокалистов, был ансамбль, была сценическая игра, исполнительская культура, что радует и создает позитивный настрой на будущие достижения на театральной сцене, ведь первые шаги – только проба, подступы к творческой самостоятельности.

В истории мирового театра средневековая испанская легенда о «наказанном развратнике», обольстителе женщин Дон-Жуане является одним из самых популярных сюжетов. В образе Дон-Жуана – главного персонажа оперы В.А. Моцарта (1787) подчеркивается неуемная любовь к жизненным наслаждениям (похотливость), смелость, безрассудная отвага, решительность, хитрость, авантюризм, презрение к законам морали, грубость и нежность. Исполнитель роли Дон-Жуана Игорь Жартовский сценически передал кипучую энергию, жизнелюбие … и «двуличие» главного героя оперы – источника несчастья соблазненных женщин.

Что касается исполнения ролей (Церлина – Целикова Елизавета, Мазетто – Мирабдалов Иван), то большое внимание уделено пению, выразительным возможностям человеческого голоса, а гибкая декламация передает значение, смысл поэтических слов. Вновь сошлюсь на высказывание П.И. Чайковского об опере «Дон-Жуан» В.А. Моцарта: «Мелодии его как-то особенно обаятельно изящны; гармония – роскошно богата, хотя и проста. Но кроме всего этого Моцарт был неподражаемым мастером в отношении музыкальной драматургической характеристики, и ни один композитор кроме него не создавал еще до конца выраженных, глубоко и правдиво задушевных музыкальных типов, как Дон-Жуан, донна Анна, Церлина … («Русские ведомости» от 24 февраля 1873 г.). Петь плохо Моцарта нельзя (других композиторов тоже), поэтому исполнители фрагментов из оперы «Дон-Жуан» убедили слушателей правдой передаваемых ими чувств, впереди – демонстрация артистической зрелости.

Опера «Манон Леско» (1893) написана крупнейшим итальянским композитором-гуманистом, выдающимся драматургом, обладателем богатейшего мелодического дара, яркой творческой индивидуальности Дж. Пуччини.

Манон Леско – излюбленный типаж женских образов Пуччини (нежной и любвеобильной, женственной и порочной) и излюбленного принципа эмоционального crescendo драматургического развития (Мими – «Богема», Тоска – «Тоска», Чио-Чио сан «Мадам Беттерфлай»).

В сцене из второго действия («В Париже») в дуэте Манон и де Грие (Паллас ЮлияОджаев Мингиян) господствует мотив надежды, не предвещающий горечь последующей жизненной катастрофы. Сценические движения, актерский темперамент не перехлестывали самое главное – вокал.

Последним номером программы стала сцена из одноактной комической оперы Г.Доницетти «Рита, или Побитый муж». Исполнительский состав: Рита – Марышева Юлия, Беппо – Журавский Егор, Гаспар – Хрипушин Константин. «Кто выиграет – тот проиграет!» — таков неотвратимый девиз либретто оперы.

Слушатели благодарили исполнителей каждого номера долгими аплодисментами, криками «Браво!».

Успеху концерта способствовала творческая работа режиссера Дмитрия Карыгина, концертмейстера Ларисы Билецкой и двух дирижеров – Леонида Бутакова (сцена из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан») и заслуженного деятеля искусств Удмуртской Республики Игоря Сметанина (сценты из опер: Ж.Бизе «Кармен», Дж. Пуччини «Манон Леско», Г.Доницетти «Рита, или Побитый муж»).

Вела концерт магистрант кафедры сольного пения и оперной подготовки Елена Величко. Она подробно рассказала о содержании каждой исполняемой сцены, дала характеристику действующих лиц – Кармен, Жон-Жуана, Манон Леско, Риты, ввела слушателей в перипетии либретто опер.

От себя лично пожелаю наполнять пение горячей взволнованностью, буквально пронизывая его биением сердца, передавая всю полноту душевного переживания – слова Сергея Лемешева, адресованные каждому: «Нельзя относиться к своему делу вяло, незаинтересованно – ведь это самое дорогое, что дано человеку».

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Фото И.Калины

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих