Две премьеры в одном концерте

Великолепный музыкальный подарок получила публика, собравшаяся 24 февраля в большом зале консерватории. В этот вечер впервые в Астрахани прозвучали: «Маленькая джазовая месса» («A Little Jazz Mass») современного английского композитора, хормейстера и дирижера Боба Чилкотта и «Креольская месса» («Misa Criolla») аргентинского композитора и собирателя музыкального фольклора Ариэля Рамиреса (1921-2010). Представить в одном концерте два разных сочинения в жанре мессы: протестантскую, на канонический латинский текст (Kyrie – на греческом), в традициях мессы-бревис (без Credo) и в стиле джазовой музыки; и католическую, также на канонический текст, но в переводе на испанский (включая Credo), и с ярко выраженным национальным музыкальным колоритом, – таков был совместный творческий проект консерватории и филармонии (проректор по концертной работе консерватории и художественный руководитель филармонии –  народная артистка РФ, профессор Н.К. Тарасова).

В исполнении месс Чилкотта и Рамиреса, под управлением Татьяны Рекичинской, участвовали: хор студентов кафедры хорового дирижирования и лауреат международных конкурсов камерный хор филармонии (руководитель Т.В. Рекичинская); инструментальный ансамбль студентов секции «Музыкальное искусство эстрады» (руководитель – лауреат международных конкурсов, лауреат премии им. А.Каппа в номинации «инструментальное исполнительство», доцент Ю.И. Эльперин); солист филармонии, лауреат всероссийских и международных конкурсов Александр Тюпа (тенор-соло). Со вступительным словом выступила студентка кафедры теории и истории музыки Полина Шамхалова.

Вначале, в исполнении сводного хора и инструментального трио в составе: Юрий Эльперин (фортепиано), Виталий Салтовский (бас-гитара) и Владимир Эльперин (ударные), прозвучала «Маленькая джазовая месса»». Надо сказать, что эта оригинальная по музыкальной стилистике месса – для смешанного хора, фортепиано, дополнительного баса и ударной установки – стала популярной после ее мировой премьеры, состоявшейся в 2004 г., на хоровом фестивале в Новом Орлеане, по праву считающимся родиной джазового искусства. С тех пор мессу Чилкотта исполняют многие зарубежные и российские хоровые коллективы. Наконец, и астраханские слушатели смогли оценить ее художественные достоинства и насладиться ее «живым» звучанием в исполнении наших музыкантов, порадовавших ансамблевой слаженностью и драйвом. А изюминкой в стильном (свинговом) звучании «A Little Jazz Mass» стало вкрапление в заданный музыкальный текст импровизаций блестящего джазового пианиста Юрия Эльперина.

Продолжительные дружные аплодисменты и возгласы «браво» – что может лучше выразить искреннюю благодарность публики за доставленное удовольствие! А между тем, концерт продолжился астраханской премьерой «Креольской мессы» Рамиреса. Дивная музыка была исполнена Александром Тюпа (партия тенора-соло), сводным хором и инструментальным ансамблем: Юрий Эльперин (фортепиано), Виталий Салтовский (гитара), Виталий Рогожин (бас-гитара), на ударных – Владимир Эльперин, Эрик Айрумян и Юнус Блягоз. Сколько же знакомых зажигательных латиноамериканских ритмов использовано в этой необычной католической мессе! Тут уместно вспомнить, что Рамирес создавал свой шедевр в 1963-1964 гг., во время Второго Ватиканского собора, узаконившего проведение католической службы на родном языке. Поэтому, оставив традиционные названия частей – Kyrie, Gloria, Сredo, Sanctus, Аgnus Dei, аргентинский композитор написал национальную мессу в переводе на испанский. К тому же, в каждой из ее частей он использовал конкретный жанр латиноамериканского фольклора, включая креольский – потомков первых в Южной Америке переселенцев – колонистов из Европы (преимущественно из Испании и Португалии).

Существуют различные исполнительские версии «Креольской мессы», в том числе образцы любительского творчества с народно-импровизационной манерой игры на струнных и ударных и открытой народной манерой пения. А среди лучших академических профессиональных коллективов, включивших эту мессу в свой репертуар, нельзя не назвать Московский государственный камерный хор под руководством народного артиста СССР, профессора В.Н. Минина. В ноябре 2014 мининский хор, с инструментальным ансамблем, включавшим фортепиано, две гитары, три группы ударных, блок-флейту и контрабас, исполнил мессу Рамиреса в Большом концертном зале Московской консерватории им. П.И.Чайковского. А солировал тогда колумбийский тенор Сезар Гутьерас. Показательно, что и великий испанский оперный певец Хосе Каррерас также пел соло в «Креольской мессе» Рамиреса.

Безусловно, исполнение «Креольской мессы» Рамиреса в Астрахани стало событием культурной жизни нашего города. А то, что астраханским музыкантам удалось по-своему интерпретировать ее художественно-образное содержание, – прежде всего, заслуга дирижера Татьяны Рекичинской, которая уверенно и гибко управляла всем исполнительским составом, задавая оптимальные темпы и показывая соответствующие штрихи и характер вокального прочтения литургического текста. При этом не лишней для нее была помощь со стороны руководителя инструментального ансамбля, знатока не только джазовых, но и фольклорных исполнительских традиций, пианиста Юрия Эльперина, который, по-оркестровому исполняя партию фортепиано, одновременно успевал регулировать громкость игры своих подопечных, чтобы сопровождение не заглушало хора и солиста.

Особо следует отметить солиста Александра Тюпа. Обладатель красивого тенора, высокопрофессиональный певец, он не только справился с ритмическими и тесситурными трудностями сольной партии, но сумел глубоко вникнуть в содержание каждого номера этой мессы, осмысленно и выразительно исполняя молитвенные слова на испанском языке.

Несомненно, впечатления от музыки Боба Чилкотта и Ариэля Рамиреса не сотрутся в памяти тех, кто исполнял или слушал «Маленькую джазовую мессу» и «Креольскую мессу» в прекрасном большом зале Астраханской консерватории. А то, что одаренная молодежь выступала на одной сцене с мастерами музыкального исполнительства, позволило успешно реализовать совместный творческий проект консерватории и филармонии!

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих