В Астрахани издана книга Ю.И. Скворцова

         7 февраля, накануне Дня Российской науки, астраханским издательством «Триада» выпущена в свет книга заслуженного артиста РФ, профессора, заведующего кафедрой духовых и ударных инструментов Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова Юрия Ивановича Скворцова – «Фагот – мое вдохновение».

         Книга печатается по решению ученого совета Астраханской государственной консерватории. Научный редактор издания – доктор искусствоведения, профессор АГК Л.В. Саввина.

В книге Ю.И. Скворцова «Фагот – мое вдохновение» собраны в единый сборник статьи, интервью и нотные издания, что позволило отразить взгляды автора по широкому спектру проблем, связанных с вопросами музыкальной интерпретации методологии, педагогики и методики преподавания игры на фаготе.

Издание адресовано не только музыкантам-фаготистам, но и широкому кругу любителей музыки, интересующихся ее природой, строением, исполнительской интерпретацией.

Открывает сборник вступительная статья доктора искусствоведения, профессора Л.В. Саввиной:

 

Юрий Иванович Скворцов:

музыкант, композитор, педагог, ученый

Юрий Иванович Скворцов, заслуженный артист Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова, лауреат Международного фестиваля (Дания, г. Колдинг), личность, обладающая универсальными творческими возможностями. В его лице гармонично соединяются качества, которые составляют саму суть творчества, его формулу, благодаря которой создается целостное представление о творческом процессе. В основе этой формулы – четыре составные части: исполнительская, композиторская, педагогическая и научная деятельность. Добавим к этим составляющим и страстную любовь к поэзии, что привело Юрия Ивановича к созданию многочисленных стихотворных опусов. Переход от одной деятельности к другой составляет динамический процесс. Он беспрерывен, поскольку каждый его этап дополняет другой, благодаря чему в конечном результате мы становимся свидетелями рождения ТВОРЧЕСТВА, устроенного по законам самой природы.

Юрий Иванович Скворцов – высокий профессионал. Он удивительный музыкант – прекрасный фаготист, концертная деятельность которого на протяжении многих лет заслуживает самой высокой оценки. Его многолетняя работа в качестве солиста и концертмейстера группы фаготов академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии им. А. Шнитке способствовала накоплению солидного репертуарного багажа: Юрий Иванович сыграл 120 афишных сольных концертов, участвовал более чем в трех тысячах программах симфонического оркестра. В его обширном концертном репертуаре произведения разных эпох, стилей и жанров. Это произведения старинных мастеров Баха, Генделя, Вивальди, сочинения композиторов-классиков Гайдна, Моцарта, романтические произведения Вебера, Сен-Санса, Штрауса, Пауэра, а также сочинения современных композиторов Хиндемита, Стравинского, Шостаковича, Подгайца, Бренинга, Гризбила, Левитина, Кремлева и других. Блестящей реализацией его творческих возможностей стала работа с такими дирижерами как Мартин Нерсесян, Геннадий Проваторов, Вахтанг Жордания, Эдуард Гульбис, Леонид Корчмар, Мурад Аннамамедов, Эдуард Серов и другие.

Юрий Иванович работал не только в симфоническом оркестре родного Саратова, но и выступал в качестве солиста в столичных симфонических оркестрах: под управлением Вероники Дударовой, в Русском национальном оркестре под управлением Вахтанга Жордания, в оркестре театра «Геликон». Совместная творческая работа с саратовскими композиторами А.Бренингом, О.Моралевым, М.Симанским, И.Дородновым способствовала сочинению новых произведений для солирующего фагота и ансамблей, которые исполнялись на авторских концертах, творческих отчетных пленумах Саратовского и Астраханского отделений Союза композиторов России. И это лишь одна сторона его неиссякаемых творческих возможностей.

Другая важная грань творчества – композиторская деятельность. Композиторский багаж Юрия Ивановича не очень велик (включает Соло для фагота с оркестром и Нетрадиционные упражнение для фагота), но вносит значительный вклад в репертуар фаготиста. Общеизвестно, что композитор, не играющий на инструменте, вряд ли сможет создать произведение, во всей полноте раскрывающее все выразительные и технические возможности фагота, и только фаготист-исполнитель, обладающий солидной концертной практикой, знает в совершенстве свой инструмент. По-видимому, отсюда и возникли у Юрия Скворцова намерения проникнуться в тайны композиторского мастерства. В Соло для фагота с оркестром достигнуто удивительное единство техники и воплощенного смысла. Средства выражения – мелодия, фактура, динамика, соотношение сольных и оркестровых эпизодов, музыкальная форма – все подчинено одной идее – раскрытию напряженной внутренней жизни героя. И, несмотря на отсутствие авангардных приемов, произведение написано современным языком, которое лежит в русле «традиций по-новаторски» (когда обращение к традиции в новых условиях звучит свежо и современно). В произведении отражен сложный внутренний мир человека, противостоящего воздействию внешнего сильно накренившегося и опасного мира.

Другое сочинение, названное как Нетрадиционные упражнения, красноречиво свидетельствует о намерении развить у студентов технические навыки, без которых немыслима концертная деятельность музыканта-профессионала. Таким образом, оба сочинения объединены сквозной идеей, связанной, с одной стороны, с желанием развития мелоса, а, с другой стороны, технического совершенства.

Юрий Иванович Скворцов предстает перед нами и как ученый. В своих статьях он проявляет себя как мыслящий музыкант, наблюдательный ученый и мудрый педагог, дающий советы музыкантам-исполнителям. Ведь на протяжении всей своей педагогической деятельности он воспитал лауреатов-музыкантов, выступал с мастер-классами, как в Саратове, так и других городах – Тамбове, Вольске, Марксе, Мичуринске, Энгельсе, Астрахани. Через все статьи сквозной мыслью проходит тема, связанная с исполнительской деятельностью фаготиста. Например, весьма ценны наблюдения над концертом для фагота с оркестром Вебера. Рассуждая об исполнении концерта, Юрий Иванович приходит к интересной мысли: в известных нотных изданиях концерта в главной теме третьей части потерян затакт. И автор убедительно доказывает читателю эту мысль. В статье, посвященной творческим задачам исполнителя-фаготиста, Ю.И. Скворцов поднимает весьма актуальные для музыканта-профессионала темы, связанные с развитием внутреннего слуха, основанного на предслышании звука, и стремлением к насыщению инструментального звучания напевностью, мелосом, свойственным вокальному интонированию. При этом в статье акцентируется идея о художественном вкусе исполнителя, его высоком культурном уровне, позволяющем, в конечном счете, дать исполнителю правильное представление о звучании настоящего тембра фагота. Работа в индивидуальном, классе со студентами-фаготистами, привела к мысли об изобретении трости для фагота, которую он назвал тростью-амфибией и получил патент на изобретение.

При взгляде на обширную творческую деятельность Юрия Ивановича Скворцова начинаешь задумываться о сущности самого творчества, музыкальной деятельности, искусства в целом, а значит о судьбе и человеке, который хочет объять этот огромный и необъятный безграничный мир музыки. Сегодня, справляя свой семидесятилетний юбилей, Юрий Скворцов находится в расцвете сил: именно так воспринимается его образ, несмотря на солидный опыт, приобретенный в концертной практике и работе со студентами. Он по-прежнему нацелен на умножение творчества, готов выступать на сцене (саратовские и астраханские композиторы специально для него сочиняют произведения), писать музыку, статьи и стихи. В то же время накопленный годами опыт требует обобщения. Представленная читателю книга «Фагот – мое вдохновение» – своим названием определяет круг интересов автора. Ее стиль – это стиль ясно, логично и последовательно мыслящего музыканта-исполнителя, бережно передающего свой опыт молодому поколению. В нее включены материалы, написанные Юрием Скворцовым на протяжении последних десяти лет. В их числе статьи из сборников, интервью, автореферат на подтверждение авторского изобретения трости для фагота, нотные издания. Таким образом, при разнотемном и жанровом разнообразии материала складывается достаточно целостная картина об авторе, его пристрастиях и творческих интересах. Книга чрезвычайно полезна как музыкантам-исполнителям, так и тем, кто увлечен музыкой, изучением ее истории и теории.

Л.В. Саввина,

доктор искусствоведения, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ,

член союза композиторов РФ, проректор по научной работе,

зав. кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих