О концерте памяти заслуженного работника высшей школы РФ, профессора Инны Яковлевны Маколовой (1943-2016)

До начала концерта в малом зале консерватории шла демонстрация видеозаписи из коллекции Константина Гузенко: пришедшие на концерт могли увидеть на огромном экране телевизора Инну Яковлевну и услышать её голос. Каждый, входящий в зал, на секунду останавливался прежде, чем сесть в кресло, – вздрагивало потревоженное сердце, прислушиваясь к словам той, годовщина памяти которой отмечалась в этот день.

В точно назначенное время Любовь Власенко во вступительном слове поблагодарила Геннадия Серафимовича Маколова за размещенную на сайте консерватории написанную им статью о супруге и предложила объявлять участников концерта без регалий, объяснив это тем, что все исполнители просто люди, искренне любившие Инну Яковлевну.

Концерт с поэтико-символическим названием «Вечная любовь» открыл Сергей Усольцев. В жанре исполняемой им пьесы М.Глинки (ноктюрн = ночная песня лирического содержания), в её названии («Разлука» –«Separation») также заложен символический смысл. Музыкальным подарком от выпускницы Валентины Усольцевой (класс И.Я. Маколовой) стал генделевский «Dignare», а от студента консерватории Игоря Жартовского – песня Й.Брамса «Тебя не видеть боле», в которых композиторы запечатлели, а исполнители передали глубину сердечной грусти и нежности.

От выпускников, ныне солистов Астраханского театра оперы и балета, выступили Евгения Старцева, Маргарита Акулова и Руслан Сигбатулин. Жанр концертного пения устраивает многих выпускников лишь по «совместительству» с оперной сценой, которая властно и неудержимо манит к себе вокалистов, и противостоять этому соблазну очень трудно.

В качестве музыкального приношения была эмоционально исполнена сцена Виолетты и Жермона (Е.СтарцеваР.Сигбатулин) из второго действия оперы Дж. Верди «Травиата» как своеобразный духовной поединок действующих лиц: мелодизированный речитатив, передающий смены (подъемы и спады) эмоциональных переживаний от «оголенной» экспрессии до крика боли, рвущейся из глубины души.

Звуковая палитра исполняемых сочинений Маргаритой Акуловой была обогащена возбуждающим чувственность тембром скрипки (партия скрипки – Елена Иноченко). Песня Л.Афанасьева «Гляжу в озера синие» прозвучала театрально ярко: контраст регистров создал эффект «обновления» выразительной мелодии.

Тематизм с обилием мелизматики, повторяющихся интонационно-ритмических попевок с инкрустацией увеличенных секунд не оставил сомнений у слушателей в генетических связях песни «Ой, мама, не ругай меня» с еврейскими народно-песенными истоками. Эмоциональная интерпретация песни-сценки (не только спетая, но и сыгранная вокалисткой) – результат желания во что бы то ни стало исполнить любимую песню своего учителя.

Романс Н.Римского-Корсакова «Не ветер вея с высоты» в исполнении Мингияна Оджаева прозвучал вдохновенно, с тонким чувством музыкальной мысли, а песня М.Фрадкина «Березы» – с глубоким чувством «влюбленности» звукосозерцания русской природы через поэтику доверительного лиризма.

Выступление вокального дуэта – Татьяны Важоровой и Константина Хрипушина – с песней М.Таривердиева «Не исчезай» было воспринято слушателями как просительное заклинание при чистоте звуковедения и проникновенной нежности кантилены.

Концертмейстером исполняемых номеров была Анна Курганова.

Апофеозом стал фортепианный дуэт талантливых концертмейстеров Марины Бесценной и Людмилы Курцберг, исполнивших «музыкальную повесть» «Вечная любовь» Ж.Гарваренца.

Концерт оставил впечатление, что прошедший год не внес поправку в «портрет» Инны Яковлевны, не добавил «морщин», не перевел стрелки усилий и напряжения педагогического труда в прошедшее время, поскольку она жива в нашей памяти. Каждый номер программы был тепло встречен публикой, поскольку всё, что звучало на сцене, не могло не затронуть души и сердца присутствующих.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих