Об астраханских кантатно-ораториальных премьерах минувших трех лет

Три года. Это мало или много в рамках просветительской деятельности консерватории или одной кафедры? Ретроспективное обозрение трех лет работы творческих коллективов с большим числом участников – это цикл событий в масштабе города, известных широкой общественности, а не «пункт» (цифра) в официальных отчетах кафедр.

За минувший срок (2014-2016 гг.) кафедра хорового дирижирования, благодаря интенсивной концертной деятельности, представила музыкальные шедевры, которыми восхищались профессионалы и любители хоровой музыки. Это «Страсти по Матфею» митрополита Илариона(Алфеева) – апрель 2014; эпическая «Поэма о Волге» Сергея Комякова (ноябрь 2015); поэма «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова (декабрь 2015); месса «The Armed Man: A Mass for Peace» (май 2015) и «Stabat Mater» Карла Дженкинса (апрель 2016); оратория «На страже мира» Сергея Прокофьева (ноябрь 2016).

Список исполняемых произведений говорит не только о широком жанровом диапазоне. Главное – высокое профессиональное мастерство вокалистов, хора, оркестра, концертмейстеров и дирижеров: Татьяны Рекичинской, Леонида Егорова, Игоря Сметанина. Именно освоение студентами-хоровиками богатейшего репертуара западноевропейской и русской духовной музыки – мощный фундамент хорового пения – помогает овладеть сложнейшими сочинениями современных композиторов рубежных (XX-XXI) столетий.

В Вербное воскресенье (13 апреля 2014) впервые в Астрахани прозвучала оратория «Страсти по Матфею» митрополита Илариона (Алфеева) для смешанного хора, струнного оркестра и четырех солистов. В переполненном большом зале консерватории присутствовал митрополит Астраханский и Енотаевский Иона. Примечательно, что астраханская премьера монументального произведения православного композитора совпала с днем торжественного закрытия XII Международного фестиваля им. В.Барсовой и М.Максаковой.

Канонический текст «Евангелия от Матфея» митрополита Илариона предстал в православной интерпретации Страстей Христовых: исполнялся на церковнославянском (тексты богослужения) и русском (евангельский текст) языках.

Все 48 номеров этих «Страстей по Матфею» синтезируют стилистические истоки и жанровые модели: декламацию (чтение), кантиленное пение (арии, гимны, хоралы) и речитатив – монодийное воспроизведение структурных единиц стихотворной речи; звучание хора a cappella с развитым инструментальным сопровождением; тембры солирующих голосов и солирующих инструментов. Внешние атрибуты жанра пассиона сохранены: хор-комментатор, солисты, рассказчик, но широко раздвинуты в музыкальном отношении. Например, в финале использована кардинальная смена выразительных средств предшествующей фуги на заимствованную цитату Ave Maria Джулио Каччини. Тем самым более обнаженно подчеркивается семантическая антитеза: «Смерть Твою, Господи, возвещаем …» (фуга) и «Воскресение Твое исповедуем. Слава Тебе» («приветствие»). Грандиозное звучание «чужого слова» — цитаты Дж. Каччини, венчающие священнодействие, создало «эффект присутствия» слушателей во временном пространстве прошлого, наполнило сердца духовной радостью.

В ноябре 2014 прошел цикл концертов, посвященных 45-летию Астраханской консерватории: «Духовный камертон» – с участием лауреата международных конкурсов Рустама Яваева (контртенор), лауреата Международного конкурса Сергея Кичигина (художественное слово), хора студентов консерватории, камерного хора Астраханской филармонии, концерт еврейской музыки «Песни сердца» (дирижер Татьяна Рекичинская); юбилейный концерт с участием симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, хора студентов консерватории.

В июне 2015 объединенными силами консерватории и филармонии, по инициативе народной артистки РФ, профессора Натальи Тарасовой, в рамках фестиваля «Мир и война» состоялась еще одна премьера – грандиозная месса «The Armed Man: A Mass for Peace» британского композитора Карла Дженкинса.

ХХ век стал апогеем самых кровавых войн, массового уничтожения людей (Первая мировая, Вторая мировая, Великая Отечественная, атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, война в Косово …), поэтому тема известной песни XV века «L’homme armé» — «Вооруженный человек» в музыке современного композитора не потеряла своей актуальности, олицетворяя, как и прежде, Дух войны.

В астраханской премьере приняли участие: лауреат Международного конкурса камерный хор филармонии, лауреат Окружного этапа Всероссийского хорового фестиваля, посвященного 70-летию Великой Победы, хор Астраханской консерватории (руководитель коллективов и хормейстер данного проекта Татьяна Рекичинская); Шамситдин Мирзоев (возглашение суры из Корана); симфонический оркестр консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия Игорь Сметанин; концертмейстер – лауреат международных конкурсов Елена Иноченко); солисты – Игорь Шейко (флейта-пикколо); Павел Попов (труба), Светлана Сизова (виолончель). Дирижер – Леонид Егоров.

Процесс исторической эволюции жанра мессы шел через совмещение многовековых временных пластов, симбиоз стилей мировых культур, включение джазовых схем и приемов в ткань авторской музыки, союз с авангардными техниками письма. Все это есть в партитуре мессы Карла Дженкинса, содержание которой – призыв человечества к миру на всей планете.

Конец 2015 года порадовал еще двумя премьерами. Заранее оговорюсь, что сегодня слушать музыку в большой зал консерватории приходят с иными требованиями, чем 20-30 лет назад. Слушатель абсолютно прав в своем ожидании не только высокого профессионального мастерства, но и отражения в музыке проблем общечеловеческого масштаба, знания, со стороны исполнителей, не только светских, но и этно-религиозных традиций. Примером являются успешные выступления двух творческих коллективов: студентов кафедры хорового дирижирования и артистов камерного хора филармонии.

Опыт совмещения народной песенности с академической профессиональной музыкой, развивающейся по законам крупных форм, нашел яркое выражение в монументальном полотне – «Поэма о Волге» Сергея Комякова, заслуженного артиста России, профессора, лауреата Губернаторской премии им. Артура Каппа в номинации «композиция». «Поэма ..», написанная для смешанного хора, солистов и двух фортепиано, прозвучала на вечере, посвященном 80-летию педагога-воспитателя, автора многочисленных научных работ, аранжировщика, создающего музыку для сердца и души, дирижера, способного осуществить синтез слова и музыки и воплотить дух произведения. Эта разносторонняя деятельность принесла Сергею Евгеньевичу Комякову признание, любовь слушателей и искреннее уважение коллег. Яркое впечатление осталось от вдохновенного исполнения «Поэмы о Волге» силами сводного хора консерватории и филармонии, с участием выпускников АГК разных лет, солистов Яо Вэя (тенор) и Николая Черепкова (баритон), Анжелы Гасратовой (первый рояль) и Татьяны Легенькой (второй рояль). А объединила исполнительский ансамбль воспитанница класса дирижирования профессора С.Е. КомяковаТатьяна Рекичинская.

Не успели стихнуть восторги от «Поэмы о Волге» Сергея Комякова как вновь премьера по случаю юбилея. На этот раз прозвучала поэма «Отчалившая Русь» Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения выдающегося композитора.

Вновь впечатлил состав исполнителей: объединенный хор – студенты консерватории и артисты камерного хора филармонии – выпускники разных лет (хормейстер Татьяна Рекичинская); солист – лауреат международных конкурсов Яо Вэй (тенор); симфонический оркестр студентов консерватории, концертмейстер – лауреат международных конкурсов Елена Иноченко, руководитель – заслуженный деятель искусств Республики Удмуртия Игорь Сметанин; баянисты – Денис Салишкин, Лаура Таутиева; Лариса Билецкая (первый рояль), Валерия Евсеева (второй рояль). И во главе большого исполнительского состава – дирижер Леонид Егоров.

Следующей монументальной премьерой стала духовная кантата «Stabat Mater» Карла Дженкинса (апрель 2016). И у этого сочинения – глобальная (общечеловеческая) тематика: антимилитаристская – мольба о мире и скорбная – сопереживание страданиями Богоматери у Креста.

В этом произведении композитор использовал строфы четверостиший персидского поэта XIII века Руми; фрагменты из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, датируемого VII в. до н.э.; трогательные ламентные стихи супруги Кэрол Баррат и сакральную фразу «И Мать плакала» на разных языках.

Исполнительский состав астраханской премьеры: объединенный хор студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии (руководитель хоровых коллективов Татьяна Рекичинская), симфонический оркестр консерватории (руководитель Игорь Сметанин, концертмейстер Елена Иноченко); солисты: лауреат Международного конкурса и Государственной премии Волгоградской области, солистка «Царицынской оперы» Ольга Сабирова (контральто), солист Астраханской филармонии Шамситдин Мирзоев (дудук); музыкальный руководитель этого проекта и дирижер – Леонид Егоров.

Обратившись к богатейшей сокровищнице восточной музыки, композитор ввел ее в контекст духовной музыки интернациональной значимости. В соло контральто одухотворенно звучали эмоционально и колористически насыщенные мугамные распевы, точно повторенные или оригинально варьируемые дудуком с богатой и разнообразной мелизматикой, включая четвертитоновую.

Редкостный голос и безграничные вокальные возможности Ольги Сабировой потрясли слушателей владением ею различными певческими манерами (академическая, джазовая, этническая). Нельзя также не отметить исполнителей сольных фрагментов – виолончелистку Светлану Сизову, флейтиста Михаила Саблина, саксофониста Льва Литвинова.

Да! Духовная музыка не перестает утверждать высокие идеалы мира и взаимопонимания между народами, независимо от их национальности и вероисповедания.

Каждый год является юбилейным для кого-то и избежать этого нельзя. Так, 2016-й отмечался как Год Сергея Прокофьева (125-летие со дня рождения), Дмитрия Шостаковича (110-летия со дня рождения), а еще в этом году отмечалось 175-летие со дня смерти Михаила Лермонтова и 50-летие со дня смерти Анны Ахматовой …

Астраханская премьера оратории «На страже мира» С.Прокофьева была приурочена к значительному событию в культурной жизни города – Открытию III Международного конкурса вокалистов им. М.П. Максаковой (18 ноября 2016).

Кантатно-ораториальный жанр привлекал С.Прокофьева гражданско-патриотической тематикой и монументализмом средств музыкальной выразительности. Грандиозная звуковая фреска воплощает тему войны и мира на земле, актуальную и в наше время с очагами напряженности в Сирии, Украине, где гибнут старики, женщины, дети. Для реализации идеи проректора по концертной работе, народной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой и заведующей кафедрой хорового дирижирования, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л.П. Власенко было задействовано огромное число исполнителей: хор консерватории и камерный хор филармонии (руководитель и главный хормейстер проекта – Татьяна Рекичинская), детский хор, состоявший из юношеского хора музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского (руководитель Ирина Суменоква); сводный хор учащихся старших классов Детской музыкальной школы №1 (руководитель Наталья Беланенко) и учащихся ДМШ при консерватории (руководитель Ирина Соборук); симфонический оркестр консерватории (концертмейстер – Елена Иноченко, руководитель и дирижер – Игорь Сметанин); солисты: лауреаты международных конкурсов Наталья Воробьева (меццо-сопрано) и учащийся ДМШ им. М.П. Максаковой Коля Жуков (альт); чтец – студент театрального отделения консерватории Дмитрий Буваев.

Призыв, в краткой формуле воплощающий идею оратории, – «Весь мир готов к войне с войной» – осуждение зачинщиков войны. Неслучайно от оратории «На страже мира» С.Прокофьева тянутся нити гневного протеста в кантате «Песни войны и мира», оратории «Нагасаки» А.Шнитке – неописуемый ужас смерти и разрушения; кантате М.Вайнберга, посвященной детям Освенцима, «Ленинградской поэме» Г.Белова на стихи О.Бергольц и массе других сочинений отечественных композиторов.

Низкий поклон за титанический труд главному хормейстеру Татьяне Рекичинской и дирижерам Игорю Сметанину и Леониду Егорову, а также Любови Власенко – за ее артистичное и емкое вступительное слово перед исполнением оратории «На страже мира» и других вышеуказанных монументальных сочинений.

Конечно, список исполненных за три года хоровых сочинений с сопровождением и a cappella значительно шире: в рамках проекта «Музыкальные вечера» прошел концерт к 330-летию со дня рождения И.С. Баха, состоялись концерты духовной музыки, вечера, посвященные Дню России, Дню Музыки, концерты в рамках абонементов для студентов и старших школьников: «В поисках гармонии», «Виват героям», «Венок дружбы»; новогодние представления и концерты воскресных дней …

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих