«Лики красоты»

         Конец года принес немало впечатлений от интересных концертных программ. На фоне ярких афиш на стенде консерватории «И хорошее настроение…» (музыка из любимых кинофильмов), «А снег идет…», «Ирония судьбы или с Новым годом», оправданных завершением Года Российского Кино, вдруг «Лики красоты» с фрагментами репродукции «Сикстинской мадонны» Рафаэля с одной стороны и иконы Казанской Богоматери – с другой.

         Концерт «Лики красоты» из цикла «Наедине с музыкой» прошел в Арт-кафе филармонии при мягком освещении матовых потолочных светильников. Программу представляла заслуженная артистка России Надежда Дорофеева, руководитель и дирижер хора Татьяна Рекичинская.

         В обширном репертуаре Камерного хора филармонии значительное место занимает духовная музыка для хора без сопровождения. По словам митрополита Илариона (Алфеева): «Духовная музыка – это понятие более широкое, чем церковное пение. Духовной музыку делает ее внутреннее содержание, нравственно возвышающее человека, а значит, приближающее его к Богу», а назначением «хора a cappella является обращение к людям с музыкой, поднимающей проблемы СОВЕСТИ, ДОБРА, КРАСОТЫ» (В.Минин).

         Состав камерного хора – это высокопрофессиональные артисты, способные исполнять сложнейшие партитуры интонационно чисто, ритмически точно, ансамблево слажено. Кроме того большой «стилевой опыт» позволяет быть достоверными в контексте разных эпох.

         Мадонна с младенцем… Неисчислимы произведения художников на этот сюжет (Леонардо да Винчи: «Мадонна с цветком» = «Мадонна Бенца», «Мадонна Литта»; картины Рафаэля: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в кресле», «Мадонна Альба», «Мадонна в зелени» и шедевр – «Сикстинская мадонна»; мадонны Лукаса Кранаха старшего, Корреджо, Фра Бартоломео, Андреа дель Сарто и другие). Именно о воплощении этого образа в западноевропейской живописи эмоционально рассказала ведущая концерта Надежда Дорофеева.

         Идеально выстроена композиция программы. Ангельское приветствие «Ave Maria» Дж.Каччини (современника Леонардо да Винчи и Рафаэля) с мелодией, потрясающей своей красотой, исполнил инструментальный дуэт: солист филармонии В.Царегородцев (виолончель) и А.Васильева (рояль). Но это была лишь «увертюра» к основной теме концерта. Ведущая увлеченно охарактеризовала три основных лика Богородицы в русской православной иконописи: Владимирская Богоматерь (византийский канон «Милостивая», русский – «Умиление», поскольку «расположение лиц дает возможность „перекликаться“ друг с другом взорами. Богородица, прижимающаяся щекой к щеке младенца Христа – поэта материнской нежности, любви, душевной ласки» (В.Н. Лазарев); Казанская Богоматерь (тип Одигитрия: обе фигуры смотрят прямо); тип Оранта «Несокрушимая стена» – руки обращены к зрителям.

         Все три лика Богородицы тиражировались во многих шедеврах русской иконописи с небольшими отклонениями. Чудотворных икон Матери Божией, составленных и описанных протоиереем И.Бухаревым – 335, всего же икон Богородицы, почитаемых православной церковью – около 700.

         Музыкальными примерами, олицетворяющими три лика Богоматери, стали сочинения для хора a cappella композиторов XIX-XX веков: А.Копылов «Под твою милость», П.Чесноков «Заступнице усердная», К.Шведов «Не имамы иныя помощи». Характер музыки молитв – это и смирение, внутренний покой, и сокрушение, раскаяние, и плач души, крик помощи. Насколько безграничен мир молитвы, настолько огромно русское музыкальное «прошлое» – духовная музыка С.Смоленского, М.Бражникова, А.Кастальского, А.Гречанинова, А.Свешникова, С.Рахманинова и других.

         «Интонационный архетип» (И.Стогний) как богослужебная традиция пения широко используется в духовной музыке и современных композиторов. В концерте «Лики красоты» прозвучала премьера нижегородского композитора Сергея Смирнова «Велие и преславное чудо свершися днесь», молитва Владимира Смирнова «Утоли болезни» (соло О.Бочкарева), приветствие «Богородице Дево, радуйся» (благая весть архангела Гавриила) эстонского композитора Арво Пярта.

         Каждому из трех типов молитв (благодарственная, покаянная, просительная) соответствует вокально-хоровая семантика: «пропетая радость» (хвалебная песня, торжественный гимн, славословие), «пропетое покаяние» (плач, осознание и сокрушение о греховности), «пропетое смирение» (очищение души, нравственное преображение, прошение о помиловании, надежда о спасении). Отсюда в исполнении хора налицо три типа модуса состояний, передающих три комплекса средств музыкальной выразительности, три архетипа хоровой фактуры в партитурах сочинений (унисонно-монодический, полифонический, аккордово-гармонический). Благодарственный реализуется через «звонность» интонаций, моноритмическое tutti, красочность тональных смен, «праздничное боголепие» звучания. «Тихая» молитва-покаяние раскрывает тончайшие изгибы душевных движений, мыслей, чувств. Отсюда solo как отражение индивидуального облика переживаний. Молитва – ектения с тематизмом «горести и страдания» – это голос (голоса паствы), молящего о помощи.

         Роль интермеццо в концерте «Лики красоты» в канун католического Рождества выполнили сочинения И.С. Баха (ария альта из «Рождественской кантаты» в исполнении О.Бочкаревой – вокал, А.Васильевой – рояль) и «Stabat Mater» №10 Дж.Перголези в исполнении вокально-инструментального трио: О.Бочкарева (вокал), А.Васильева (рояль), В.Царегородцев (виолончель).

         «Stabat Mater» – песня скорби и слез: «Стояла Мать скорбящая / Возле Креста в слезах / Когда на нем висел Сын…». Количество хоровых партитур на этот текст в западноевропейской музыке огромно. Среди русских композиторов, обращавшихся к данному тексту, выделю А.Серова (1870), Г.Дмитриева (на фрагмент «Реквиема» Анна Ахматовой, 1988), В.Мартынова (1994).

         Завершил программу блок духовных сочинений светских композиторов. Хорошо знакомый слушателям по романсам композитор А.Варламов («Красный сарафан», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди» и другие) писал балеты, музыку к драматическим спектаклям. Им же написана, прозвучавшая хором a cappella «Молитва» на стихи М.Лермонтова (обработка Льва Накарякова). Георгий Свиридов был представлен духовным сочинением «О всепетая Мати», а Ирина Денисова (монахиня Иулиания) молитвой «Пресвятая Богородице» – воплощение христианского милосердия, благости и смирения, духовной КРАСОТЫ.

         Между первым и последним номерами концерта образовалась своеобразная арка: приветствие «Ave Maria» Дж.Каччини и «Элегия»-вокализм И.Шварца являются образцами чудеснейших мелодий, одушевленных трепетной эмоцией, вдохновением интонационной мысли.

         Концерт «Лики красоты» – глоток чистого воздуха, погрузивший слушателей в другое время и пространство.

         Желаю коллективу, находящему в замечательной творческой форме, воплощения в жизнь многогранных художественных интересов, несущих свет, добро, красоту. Низкий поклон всем участникам концерта. Браво! Браво! Браво!

 

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих