Популярная классика и не только …

Несмотря на близость экзаменационной сессии, конец календарного года всегда был связан с подъемом творческой активности педагогов и студентов. Об этом свидетельствовало обилие афиш. 5 декабря состоялся концерт, посвященный 25-летию АРОО «Союз композиторов», 12 декабря – сразу двум юбилейным датам: 125-летию со дня рождения С.С. Прокофьева и 110-летию со дня рождения Д.Д. Шостаковича. Затем последовал концерт (19 декабря) с поэтическим названием «И хорошее настроение …» (текст популярной песни из кинофильма «Карнавальная ночь» в исполнении Людмилы Гурченко); 22 декабря – концерт «А снег идет …» (текст песни из репертуара Майи Кристалинской) и завершается календарный год Праздничным концертом (24 декабря) «Ирония судьбы … или с Новым годом») с участием симфонического оркестра консерватории (дирижер – заслуженный деятель искусств Удмуртской республики Игорь Сметанин) и лауреатов международных конкурсов Дмитрия Тулупова (скрипка) и Виталия Салтовского (гитара).

В этом списке пропущен еще один концерт с интригующим названием «Популярная классика и не только …» (19 декабря, Большой зал консерватории. Камерный хор). Программа соответствовала исполнительскому составу и включала хоровые обработки инструментальных пьес (П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей»; Н.Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»; М.Огинский. «Полонез» и др.); популярные песни = «золотой песенный фонд» из кинофильмов: «Верные друзья»; «Мэри Поппинс», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы или с легким паром», «Чародеи» с музыкой композиторов Т.Хренникова, М.Дунаевского, А.Зацепина, М.Таривердиева, Е.Крылатова; песни Г.Пономаренко, А.Розенбаума; номера из циклов: И.Шамо «Зима» из «Времена года»; Ф.Шуберт «Die liebe Farbe» из «Прекрасной мельничихи»; А.Даргомыжский «Буря мглою» из «Петербургских серенад»; романсы П.Чайковского, А.Варламова и другие хоровые миниатюры.

В богатейшем репертуаре Камерного хора филармонии много оригинальных аранжировок Михаила Серкова, Александра Рындина, Сергея Комякова, а также переложения Татьяны Рекичинской (Ф.Меркьюри «Богемская рапсодия»; Л.Уэббер. Попурри на темы рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», спиричуэл «Go down, Moses»; Н.Богословский. «Песня старого извозчика» и другие). В программе декабрьского концерта прозвучали два хоровых переложения для смешанного хора Т.Рекичинской: П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» и «Полонез» М.Огинского, продемонстрировавшие «инструментальную» манеру пения, тембровую и динамическую выразительность. С особым «шиком» были исполнены: в обработке М.Серкова пасодобль «Рио-Рита»; «Зеленою весной …» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» А.Зацепина; «Вагончики» М.Таривердиева из кинофильма «Ирония судьбы …» с цитатой темы фуги c moll И.С. Баха из I тома ХТК. Зал рукоплескал после каждого исполненного номера программы.

Присутствием элементов хоровой театрализации отличались исполнение сцены разразившейся бури – иллюстративно озвученный текст А.С. Пушкина «Буря мглою небо кроет …»  в виде рефрена рондальной формы из цикла «Петербургские серенады» А.Даргомыжского; зажигательного венгерского танца И.Брамса с плавным переходом в припев песни А.Новикова «Смуглянка». Показателем высочайшего уровня исполнительского мастерства с элементами театрализованного хорового спектакля стал «Полет шмеля» Н.Римского-Корсакова (хористы отмахивались от назойливого насекомого, пытались прихлопнуть его нотными папками, ладонями). В «Турецком рондо» В.А. Моцарта из сонаты a dur артисты камерного хора воспроизводили голосом тембры инструментов янычарской музыки.

Эстрадная песня Андре Поппа «Love is Blue» прозвучала в стиле мадригала, а песня Александра Розенбаума «Вальс-бостон» в хоровом исполнении намного выиграла, обогатившись особыми тембральными красками.

Не была обойдена и лирика, вне зависимости от форм ее проявления: половодье чувств, любовь к женщине, природе … Романтично (в обиходном смысле слова – эмоционально-приподнято, мечтательно) были пропеты песни Т.Хренникова на слова М.Матусовского «Что так сердце растревожено» из кинофильма «Верные друзья» и Г.Пономаренко на стихи С.Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» в обработке С.Комякова. В свое оправдание употребления этого слова приведу следующее высказывание: «Пока на земле существует любовь и страдания, в музыке будет жить “романтизм”» (А.Гречанинов).

Именно песня с ее способностью к постоянным мелодико-ритмическим и фактурным преобразованиям куплетов представляет широкое поле деятельности для неистощимой фантазии авторов обработок. В том же стиле, но с оригинальным аккомпанементом был исполнен популярный и любимый романс П.Чайковского «Средь шумного бала». Солист – Сергей Быстров.

Русский композитор, певец (автор первого в России руководства по вокальной педагогике), дирижер, ученик Д.Бортнянского, А.Варламов был представлен двумя жанрами: джазовой обработкой М.Серкова песни «Вдоль по улице метелица метет» и «Молитвой» на стихи М.Лермонтова в обработке Л.Накарякова.

Смысловая символика времен года обрамляла программу концерта: «Зима» Игоря Шамо, «Буря мглою …» Александра Даргомыжского (начало) – «Зимняя сказка» Сергея Крылова, «Три белых коня» Евгения Крылатова (завершение).

«Хоровое искусство – это прежде всего, совместное биение сердец и одухотворенность» (В.Соколов). Первое сказалось в синхронности ритма великолепной музыки с сердцебиением слушателей, второе – в эмоциях ее восприятия: наслаждение для слуха и глаз, настоящий «пир интеллекта», где главенствует мастерство, артистизм и искренность чувств. Присоединяю свой голос к возгласам из зала: «Браво»!

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих