«За линией горизонта»

 

Концерт, посвященный 25-летию Астраханской региональной общественной организации (АРОО) «Союз композиторов» состоялся в большом зале консерватории.

Вела концерт Иоанна Алатарцева, а участниками стали творческие коллективы, солисты, педагоги и студенты Астраханской государственной консерватории, Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского, Астраханского государственного театра оперы и балета, Астраханской государственной филармонии.

         В этом году исполнилось 10 лет со дня смерти выпускника Казанской консерватории, доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской консерватории, лауреата премии им. Д.Д. Шостаковича, композитора Александра Блинова, подарившего миру шедевр-концерт «Духовные песнопения» для хора и колоколов, несколько поэтических сборников под псевдонимом Иван Богатов.

         Творчество композитора Александра Блинова огромно: девять вокальных циклов, среди которых «Соломенный плащ обезьяны» на стихи Басё, «Полудневные письмена» на слова М.Траата, «Лунные стрелы» на слова В.Блинова, «Бессонница» на стихи М.Цветаевой … Неполный список хоровых и вокальных сочинений продолжают: «Музыка Скифов» для квартета «Скиф»; «Симфонические эстампы», посвященные дирижеру филармонического оркестра русских народных инструментов В.Махову; камерно-вокальная симфония на стихи В.Хлебникова для тенора, ударных, фортепиано и челесты; сочинение «Для двух баянов» с посвящением П.Белику и другие композиции.

         «Открыло» юбилейное торжество сочинение «Для баяна», которое было исполнено с большим энергетическим посылом Денисом Салишкиным. В блоке сочинений для хора прозвучал юношеский opus «На севере диком» (1961) в переводе М.Лермонтова стихотворения Генриха Гейне. Оно оказалось тематическим посвящением: в этом году отмечается 175-летие со дня смерти Михаила Юрьевича. Тема одиночества воплощена в ярких аллегорических образах поэта: «парус одинокий» мелькает среди бушующих волн; утес одиноко «тихонько плачет … в пустыне»; сосна «стоит одиноко на голой вершине» …

         Камерный хор филармонии показал высокий исполнительский уровень всех компонентов хоровой партитуры, мастерское владение тембровыми красками, передающими оппозиции поэтических образов: север-юг, горная вершина – горючий утес, снегом одетая сосна – пальма в пустыне далекой. Дирижер Татьяна Рекичинская – прекрасный интерпретатор музыки А.Блинова, отсюда реакция публики – долгие аплодисменты.

         Перед каждым исполняемым сочинением звучали стихи А.Блинова (Ивана Богатова), а мне хочется процитировать строки, дающие ответ на сложнейшую проблему: современный композитор и слушатель:

Много ли надо? – так мало.

Лишь бы звучал оркестр

Строчек и рифм песнопений

В храме души и сердца …

         Творчество Юрия Гонцова – лауреата премии им. Артура Каппа (в номинации «композиция»), заслуженного деятеля искусств России, профессора, не обделено вниманием коллег – музыковедов, композиторов. Авторами «музыкальных портретов» по разным поводам были М.Хрущева, С.Севастьянова, А.Рындин, Л.Егоров, В.Петров, А.Свиридова … Интенсивная деятельность композитора дала творческие результаты – создание сочинений в различных жанрах: концерты, инструментальные ансамбли, вокальные циклы, камерные симфонии, сонаты для баяна, для балалайки и фортепиано, музыка к балету и другие.

         Ю.Гонцов познакомил публику с новым вокальным циклом «Диалог на крутых тротуарах» для меццо-сопрано, баритона и фортепиано на стихи Арсения Тарковского (!) и Екатерины Орловой (?). Исполнители – Зинаида Дюжова, Рафаэль Шукуров, партия фортепиано – дипломант Всероссийского конкурса Анжела Гасратова.

         Сочинение не лишено оригинальности по сценическому воплощению музыки, так как использует элементы театральности – передвижение солистки, пение как бы «за сценой», вокализация, возвращение на сцену. Из-за плохой дикции солистки было недоступно смысловое наполнение текста=содержания.

         Леонид Бутаков проявляет редкую в наши дни музыкальную универсальность: исполнитель, композитор, дирижер. Свое «веское слово» как композитор Л.Бутаков озвучил в квартете «Возгласы», «Партите отчуждений» для виолончели, в вокальном цикле на стихи В.Ходасевича, «Аллюзии-фантазии на тему русской народной песни “Соловей”», в «Circulatio» для симфонического оркестра, в хоровом opus’е на слова Н.Заболоцкого «Бегство», «Поминальном напеве» для оркестра русских народных инструментов и других сочинениях.

         На суд строгой астраханской публики юбилейного концерта композитор вынес два произведения: «Искания» – 22 вариации (?) для баяна (исполнитель Дмитрий Соловьев оказался вдумчивым интерпретатором и обладателем потрясающей техники) и «Круг явлений» для органа (исполнитель – лауреат всероссийских и международных конкурсов Наталья Муравьева). Отмечу вдохновение, которое исполнительница передавала слушателям через эмоциональный поток музыкальной пьесы в форме рондо, с несвойственной для короля инструментов стилистикой темы рефрена.

         Произведения музыковеда-композитора Александра Рындина астраханцы знают и любят. Это, прежде всего, грандиозное по замыслу посвящение Д.Д. Шостаковичу для смешанного и мужского хоров a cappella и двух дирижеров на тему монограммы DSCH и тему прелюдии d moll из цикла «24 прелюдии и фуги» для фортепиано. Русский квинтет «Воспоминание», посвященный памяти учителя А.Блинова, камерная кантата «Пчелы Персефоны» для баритона, тенора, контральто и смешанного хора a cappella на стихи О.Мандельштама, «Три портрета» (Ю.Гонцов, А.Блинов, А.Рындин) для фортепиано, «Пускай увенчанный любовью красоты» на слова А.Пушкина, «Инсинуация» (пародия на стили А.Скрябина, С.Прокофьева, П.Чайковского) – три пьесы для ансамбля духовых и литавр, вокальный цикл «Грустные песни лета» и другие сочинения.

         В концертной программе значилась «Antipiazzolla» для балалайки и баяна – своеобразный протест автора пьесы подражателям выдающемуся аргентинскому композитору и исполнителю на бандонеоне Астору Пьяццолле. Ставший при жизни легендой в музыкальной культуре ХХ века, он породил исполнительский бум: музыку Пьяццоллы играли солисты-инструменталисты, камерные ансамбли и большие оркестры, на его музыку ставились хореографические композиции (М.Плисецкая), как дань уважения проводились (проводятся) конкурсы его имени. Исполнители Павел Клевакин (балалайка) и Денис Салишкин (баян) впечатляюще играли «на публику», которая улавливала ритм, страсть танго – звуковой портрет «короля» этого танца.

         Две пьесы – «Песня без слов» и «Танец» для виолончели и фортепиано были исполнены Александром Стрельченко (виолончель) и Ириной Новиковой (рояль). Певучая и выразительная мелодия, ярко и колоритно звучащая у виолончели, не оставила сомнений в стиле лирического высказывания. Весьма впечатляюще прозвучал «Танец». Восприняв постромантизм как благозвучие, «пиршество для ушей» в потоке диссонансов и аритмии, действующей на сердце, произведениям А.Рындина публика устроила оглушительные овации.

         Произведение музыковеда-композитора А.Рындина «Всенощное бдение» впервые было полностью озвучено 20 марта 2001 года в концертном зале ДМШ №1 в исполнении Городского камерного хора «Лик». Дирижировал заслуженный артист РФ, профессор Сергей Комяков, хормейстер – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко; солисты: Т.Важорова (сопрано), А.Лаптев (тенор), Л.Власенко (контральто).

С этого дня фрагменты «Всенощного бдения» постоянно включаются в концерты, посвященные юбилейным датам: 60-летию со дня рождения преосвященного Ионы, епископа Астраханского и Енотаевского; 400-летию образования Астраханской епархии; памяти святого равноапостольного князя Владимира (к 100-летию сооружения); на фестивалях: «Голоса православной Астрахани», «Дни современной музыки в Астрахани»; в концертах памяти А.Блинова, певчих и регентов, служивших в астраханских храмах; в рамках международных конференций, проводимых кафедрой теории и истории музыки … Сочинения А.Рындина звучали в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде и других городах.

Концерт, посвященный 25-летию АРОО «Союз композиторов», завершился тремя фрагментами из «Всенощного бдения» для смешанного хора a’cappella и солистов: «Великое славословие», «Свете тихий», «Шестопсалмие», оставившими ощущение присутствия в храме. Исполнители – хор студентов консерватории и лауреат международных конкурсов Камерный хор филармонии; солист – обладатель диплома «Лучший солист» XXXV Международного Фестиваля «Хайнувские дни церковной музыки» Сергей Быстров; дирижер Татьяна Рекичинская.

Больше всех аплодисментов досталось А.Рындину: его сочинения были «понятны» сидящей в зале публике – пожилым и молодым людям, а хоровые фрагменты из «Всенощного бдения» стали бальзамом для той скромной по численности аудитории, оставшейся в зале. Было стыдно за несбывшиеся надежды слушателей, толпой покидавших зал во время звучащей музыки и в перерывах.

Слова благодарности Сергею Тараскину, подготовившему группу актеров (Дмитрий Буваев, Наталья Захарова, Александр Пичугин, Мария Цыпленкова, Юлия Ткачева, Арина Алиева, Иван Быков, Максим Токарев), которые читали стихотворения Александра Блинова.

Итак, организационных промахов было много.

Несмотря на многопараметровый смысл названия концерта «За линией горизонта» (потусторонний мир, звездная система, мир Безмолвия, неземная свобода мысли, край безудержной мечты …) – подведение итогов содержит в себе всегда старт – увеличение темпа движения от достигнутого уровня к новой финишной точке на бесконечной прямой. Будем надеяться!

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих