Астраханская премьера оратории С.С.Прокофьева «На страже мира» в день Открытия III Международного конкурса вокалистов им. М.П. Максаковой

Торжественное открытие III Международного конкурса вокалистов им. М.П. Максаковой состоялось 18 ноября в большом зале консерватории.

         Обширна география 57-ми участников конкурса – Тула, Пенза, Нальчик, Тольятти, Саратов, Москва, Санкт-Петербург (всего 28 городов) и 9-ти членов жюри, которых представил ведущий церемонии открытия Константин Гузенко: Савельева Елена Павловна – заслуженная артистка России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; Кузнецова Светлана Григорьевна – заслуженная артистка России, профессор РАМ им. Гнесиных; Губарева Анна Анатольевна, заведующая отделением вокального искусства Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова; Колесникова Людмила Анатольевна – заслуженная артистка Украины, профессор Луганской государственной академии им. М.Матусовского; Панченко Антонина Петровна – сопрано, Норвегия; Тарасов Сергей Васильевич – кандидат искусствоведения, доцент, заведующий кафедрой сольного пения и оперной подготовки Астраханской государственной консерватории; Тарасова Наталья Кимовна – народная артистка РФ, профессор Астраханской государственной консерватории; Усольцева Валентина Михайловна – профессор кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской государственной консерватории; Важорова Татьяна Юрьевна – доцент кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской государственной консерватории.

         В приветственном слове ректор Астраханской государственной консерватории, заслуженный деятель искусств и заслуженный артист РФ Александр Валентинович Мостыканов пожелал конкурсантам и членам жюри  успешных выступлений, творческих открытий,  отличного настроения.

         К этому значимому событию в культурной жизни города было приурочено исполнение оратории «На страже мира» С.Прокофьева, на слова С.Маршака. Знаменательно, что оратория прозвучала в Астрахани в честь 125-летия со дня рождения композитора (2016-ый музыкальная общественность отмечает как Год Сергея Прокофьева).

         Во вступительном слове заслуженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко отметила, что С.Прокофьев вошел в историю отечественной и мировой музыки как композитор с широким жанровым диапазоном: оперы, балеты, симфонии, концерты, сонаты для фортепиано, скрипки, виолончели, фортепианные и вокальные циклы … Кантатно-ораториальный жанр, а это кантаты «Семеро их», «К 20-летию Октября», «Александр Невский», «Здравица», «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», «Расцветай, родимый край» , оратория «На страже мира», – привлекал композитора гражданско-патриотической тематикой, монументализмом средств музыкальной выразительности.

         Оратория «На страже мира» — грандиозная звуковая фреска, воплотившая глобальную тему войны и мира на земле, актуальную и в наше время с очагами напряженности в Сирии, Украине, где гибнут старики, женщины, дети…

         Значимость содержания потребовала соответствующей формы. Ею является масштабная композиция из десяти номеров, которые объединяются в три крупных раздела. В первый вошли №№1-4, отражающие воспоминания о Великой Отечественной войне («Едва опомнилась земля от грохота войны»), жизнерадостная детская песня-наказ молодому поколению («Кому сегодня десять лет») помнить о героическом подвиге защитников Сталинграда («Город Славы – Сталинград»), беречь мир («Пусть будет героям награда незыблемый мир на земле»). В №4 появится «тема мира» (лейтмотив оратории), окрашенная русским национальным колоритом, в типично прокофьевском преломлении. Она будет звучать в оратории неоднократно: в богатой ладовой палитре мощных tutti, в прозрачной фактуре струнной группы оркестра, в пении хора. С точки зрения музыкальной драматургии «тема мира»  – стержень, создающий стилевое единство произведения, рефрен, скрепляющий композицию оратории.

         Во второй раздел включены «детские номера» (№№5-7): «Нам не нужна война» – волеизъявление школьников всей планеты, «Голуби мира», «Колыбельная». В 1960-е годы «Урок русского языка» (№5) в исполнении Жени Таланова, учащегося Московского хорового училища, и «Колыбельная» (№7) в исполнении Зары Долухановой – обладательницы восхитительного меццо-сопрано – часто звучали по радио, поэтому молодое поколение тех лет знало наизусть эти номера, наполненные прекрасными мелодиями, типично прокофьевскими и одновременно народно-песенными.

         В заключительный раздел оратории также вошли три номера: «На мирном торжестве» (№8), «Разговор в эфире» (№9), «Весь мир готов к войне с войной» (№10), символизирующие дружбу народов мира, осуждение зачинщиков войны. Это самый динамичный раздел оратории. До финальной протестной точки композитор прибегает к драматическим эффектам непрерывного колорирования «темы мира», включения реминисценций хоровых эпизодов из первой («Не надо бойцам Сталинграда …») и второй («Голуби мира») частей, которые симфонизируют форму, а процесс развития неминуемо подводит к кульминационному tutti хора и инструментальных голосов: «Весь мир готов к войне с войной!». Неслучайно от оратории «На страже мира» С.Прокофьева тянутся нити гневного протеста в кантате «Песни войны и мира», оратории «Нагасаки» А.Шнитке – неописуемый ужас смерти и разрушения; кантате М.Вайнберга, посвященной детям Освенцима, «Ленинградской поэме» Г.Белова на стихи О.Бергольц и массе других сочинений отечественных композиторов.

Можно по-разному относиться к музыке гениального композитора, в которой было сильнó «биение времени» (Ю.Рагс). Но цель С.Прокофьева – «создавать музыку, способную воздействовать на слушателя» в ней была достигнута.

         Зал стоя аплодировал исполнителям, достойно представившим – впервые в Астрахани – ораторию «На страже мира»: солистам – лауреату международных конкурсов Наталье Воробьевой и учащемуся Детской школы искусств им. М.П.Максаковой Коле Жукову; чтецу – студенту театрального отделения Астраханской консерватории Дмитрию Буваеву; смешанному хору, в составе которого пели Хор Астраханской консерватории и Камерный хор Астраханской филармонии (рук. Татьяна Рекичинская); детскому хору, состоявшему из Юношеского хора Астраханского музыкального колледжа им. М.П.Мусоргского (рук. Ирина Суменкова), сводного хора учащихся старших классов Детской музыкальной школы №1 (рук. Наталья Беланенко) и учащихся Детской музыкальной школы при Астраханской консерватории (рук. Ирина Соборук); симфоническому оркестру Астраханской консерватории, его концертмейстеру Елене Иноченко и руководителю – заслуженному деятелю искусств Республики Удмуртия Игорю Сметанину.

Огромная благодарность исполнителям за генерирование идеи проректора по концертной работе Астраханской консерватории народной артистки РФ, профессора Н.К. Тарасовой и заведующей кафедрой хорового дирижирования АГК, заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Л.П. Власенко – исполнить ораторию Прокофьева «На страже мира» объединенными творческими силами города, при ведущей постановочной роли Астраханской государственной консерватории.

Низкий поклон за титанический труд – главному хормейстеру этого музыкального проекта Татьяне Рекичинской и дирижеру Игорю Сметанину. Браво! Браво! Браво!

А.В. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения,

профессор Астраханской консерватории

Фото И.Калины

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих