Главное – контакт со зрителями

Любители музыки, которые регулярно посещают залы консерватории, получили массу впечатлений от концерта «Вечер классической музыки». Во-первых, выступала музыкальная элита: солист симфонического оркестра Г.Хайфа, музыкальный руководитель струнного квартета «Замир» (Израиль) Владимир Шмуленсон (скрипка, альт), профессор Галина Волкова (фортепиано); квартет «Скиф»: заслуженный артист России, профессор Александр Мостыканов (балалайка), заслуженный артист России, профессор Александр Бабушкин (баян), лауреат международных и всероссийских конкурсов Сергей Соколов (домра), заслуженный артист России Игорь Калина (балалайка-контрабас); Маргарита Яковлева (клавесин).

Во-вторых, в программе значились редко исполняемые сочинения известных композиторов. Так, Л.ван Бетховен был представлен не излюбленным жанром – сонатой, а «Романсом», ор.50, в переложении для альта, Г.Ф.Гендель – Концертом для альта. Хотя Альфреда Шнитке и Гия Канчели трудно отнести к «классике», но выход был найден: из разнообразных сочинений А.Шнитке выбор пал на «Сюиту в старинном стиле в пяти частях», а Г.Канчели предстал «классиком» авангарда.

Владимир Шмуленсон частый гость консерватории: он был членом жюри двух международных конкурсов исполнителей на струнно-смычковых инструментах (2011, 2013), проходивших в Астрахани. С этого момента начались тесные учебно-методические и исполнительские контакты: мастер-классы для учащихся ДМШ и ДШИ, студентов музыкального колледжа и консерватории; участие в сольных концертах, где его партнерами были замечательные музыканты-ансамблисты – лауреат международных конкурсов Юрий Эльперин,  Галина Волкова. В 2011 году при исполнении Концерта для скрипки И.С. Баха функцию камерного оркестра взял коллектив квартета «Скиф» и клавесин. В этот раз тем же составом был озвучен Концерт для Г.Ф. Генделя. Исполнение было посвящено памяти недавно ушедшей Веры Лотоцкой – профессора кафедры струнных инструментов (класс альта), работавшей в Астраханской консерватории с 1976 года.

Несколько слов об исполняемых сочинениях. Само название жанра «Романс» связывает прошлое с настоящим: определяет образно-эмоциональный строй, пронизанный лирическим чувством; «интонационный процесс» — одухотворенность фразировки певучей кантилены, страстная устремленность, взволнованность, «игра акцентов», неограниченная сложность сопровождения. Инструментальная «песня любви» была исполнена вдохновенно, с артистизмом, подтвердив высокую степень профессионализма участников ансамбля.

Как известно, каждая эпоха, культурный стиль характеризуется предпочтением определенных жанров, «родовым жанровым модусом» (М.Старчеус). Сюита – жанровый архетип, преобладавший в европейском искусстве с конца XVI до середины XVII века. Название сочинения Альфреда Шнитке конкретизирует связь с творчеством композиторов барокко, которая проявляется на всех уровнях: в характере образности, тематизме, особенностях композиционных решений частей, претворений сюитных принципов.

Сочинение Гии Канчели «Time … and again» («Время … и бесконечность) посвящено выдающемуся скрипачу, первому исполнителю, озвучившему opus, Гидону Кремеру. Для воплощения в музыке этих космических категорий композитор использует приемы инструментального письма, требующие от исполнителя разнообразных приемов звукоизвлечения, новых способов игры на струнах и за их пределами, новой системы темброкрасочных и тембродинамических средств музыкальной выразительности виртуозно продемонстрировал полный арсенал (своего рода «словарь») нестандартных способов игры на скрипке при осмыслении глубинной сущности произведения.

Не первый раз В.Шмуленсон играет с ансамблем: квартет «Скиф» и старинно клавишно-струнный клавесин. Стремление исполнять старинную музыку в подлинно инструментальном звучании способствовало возрождению интереса к клавесину. Необычность исполнительского состава привнесла дополнительные тембровые краски в звуковую палитру сочинения. Отдельные слова благодарности автору переложения Сергею Соколову за корректный способ «устройства мира звуков», сохранивший адекватные стилевые параметры историко-генетического вида музыкального текста XVIII века.

Все, кто в этот вечер оказался в большом зале консерватории, восторженно реагировали на каждый исполняемый номер программы, поскольку музыка всегда оставляет ощущение красоты, гармонии, праздника души.

Исполнители выполнили главную просветительскую миссии: концертная жизнь города стала чуть-чуть богаче, а астраханские слушатели, став свидетелями высокопрофессионального уровня игры, — чуть-чуть просвещеннее.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих