С чувством благодарности и любви

Выпускники Астраханской консерватории периодически приезжают в «родные пенаты» с концертами. Среди частых гостей: альтист Хамит Алиев –солист оркестра Мариинского театра оперы и балета (Санкт-Петербург) и скрипач-альтист Владимир Шмуленсон – профессор, солист симфонического оркестра г. Хайфа, музыкальный руководитель струнного квартета «Замир» (Израиль).

         19 октября в малом зале консерватории состоялся концерт-посвящение «Любимой консерватории и памяти моих учителей» гобоиста Моисея Злотника (Израиль), выпускника 1980 года. Он учился в классе профессора, заслуженного деятеля искусств Калмыкии (1975) и России (1976) Василия Сергеевича Кузнецова (второго в списке ректоров консерватории) и сохранил на долгие годы добрую память о педагоге по специальности.

         В программу концерта вошли камерно-инструментальные сочинения разных стилей и жанров, зарубежных и отечественных композиторов, в большинстве случаев в виде переложений для гобоя и английского рожка самого исполнителя – М. Злотника.

         Открыла концерт Соната №1 для гобоя Г.Ф. Генделя (I, II части) и сразу стало ясно, что чувствует солист, перед которым долгий путь концертного исполнения, где невозможны фальшь, ритмические сбои, поскольку его партнер – заслуженная артистка России, профессор Марина Бесценная.

         В разной последовательности были озвучены великие опусы в переложении для гобоя и английского рожка: «Пьеса в форме хабанеры» М. Равеля, сложнейшее по фортепианной фактуре сочинение Р. Шумана «Adagio и Allegro», ор.70, «Мечты» А. Глазунова, «Вокализ» С. Рахманинова. Слова благодарности «рыцарю сцены», заслуженной артистке России, профессору Анне Кургановой.

         Вспомнив о давнем желании своего педагога (откровенный разговор в период обучения в вузе), М. Злотник в год столетия со дня рождения Василия Сергеевича Кузнецова (2014) переложил фортепианный цикл Д. Шостаковича «Три фантастических танца» для гобоя, а в год двадцатипятилетия со дня смерти (1991 – 2016) блестяще исполнил его в «альма матер» с концертмейстером М. Бесценной, включив в программу концерта.

         Памяти ушедших педагогов консерватории прозвучало в переложении для английского рожка сочинение Макса Бруха «KolNidrei» («День Бога») – молитва «В Судный день», читаемая в синагогах. Отсюда – средства музыкальной выразительности, воплощающие глубочайший мир скорби и страдания: стонущие секунды (ассоциации с «Lacrimosa» В. Моцарта), хоральная строгость аккордовых последований, октавные ходы как вспышки эмоции протеста, «тема рока» (ассоциации с «аппасионатными» возгласами), арпеджированные пассажи сопровождения. Получился своеобразный «Реквием», красота музыки которого внесла в зал дух просветленности и умиротворения.

         Устремленность энергии, свет торжествующего ликования нашли выражение в исполнении «Хора staccato»  Г.Динику — Я.Хейфец (переложение для гобоя С. Финоедова), которой завершился концерт.

         Просветитель по натуре – в этом году М. Злотнику исполнилось 60 лет – он обладает артистической мобильностью, техникой владения инструментами, чуткостью нюансов настроения, стиля, умением «читать» = интерпретировать авторский текст при переложениях. Публика аплодировала мастерству исполнителей после каждого номера, а концертмейстеров Марину Бесценную и Анну Курганову одарила букетами цветов.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Фото Л.П. Казанцевой

Zlotnik

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих