Магия числа

Анонс концерта симфонической музыки в рамках Всероссийского фестиваля «Музыкальное обозрение – 27» привлек слушателей магией числа 27, повторенного трижды. От ведущей концерта Полины Шамхаловой публика, заполнившая большой зал консерватории, узнала, что число связано с датой рождения национальной газеты «Музыкальное обозрение».

         По этой причине программа из двух отделений включала три произведения: Симфония №27 Й. Гайдна, Симфония №27 В. Моцарта (первое отделение), Концерт для фортепиано с оркестром В. Моцарта №27 (второе отделение).

         На сцену поднялся студенческий оркестр в составе 27 исполнителей. Солист – лауреат Международных конкурсов Илья Михайлов, художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель Удмуртской Республики Игорь Сметанин.

         За 40 лет жизни – с конца 50 до 90 годов XVIII века – Й. Гайдн написал 104 симфонии. Этот факт упрямо свидетельствует, что Симфония №27 относится к ранним сочинениям данного жанра, что отражено в количестве частей (три вместо четырёх), исполнительским составе (смычковая и деревянная группы), стиле (характер музыки, её образный строй).

         С учётом прожитых лет, Симфония №27 В. Моцарта – более зрелое произведение. До неё в 1773 году была написана Симфония №25 (g-moll), предвосхитившая знаменитую Симфонию №40 (g-moll) своим драматизмом, скорбным настроением, поколебав знаменитое высказывание А. Рубинштейна: «Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Написанные в мажорных тональностях, использующие тематизм, отражающий жизненную энергию, но не лишенный драматизма музыкального выражения, обе симфонии были исполнены благородно: без внешних эффектов, ритмической нервозности при сочетании многообразного спектра народно-танцевальных жанров. Кульминации звучали без надрыва (отсутствие меди), а лирические медленные части очаровали богатством красок, мягкостью, порой изысканностью характерных оборотов и ариозных элементов мелодий.

         Концерт В. Моцарта (B-Dur) был исполнен солистом с музыкальным вкусом, уважением к авторскому тексту, не оставил слушателей равнодушными к техническому воплощению композиторского «я». При сдержанном артистизме Илья Михайлов играл «не себя», а музыку великого маэстро.

         Дирижер Игорь Сметанин в полной мере передал «авторскую инструментовку» каждой симфонии. Можно позавидовать чутью дирижера, его музыкальной интуиции, темпераменту, всему, что способствовало стилевой адекватности интерпретации сочинений.

         Программа концерта стала настоящим музыкальным подарком поклонникам классики и ценителям фортепианного искусства, а они, в свою очередь, благодарили исполнителей аплодисментами за редко исполняемый репертуар симфонической музыки и доставленное эстетическое удовольствие.

А. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих