Радость встречи

Уже с первых дней учебных занятий стенд объявлений консерватории запестрел разноцветными красками афиш. Сентябрь подарил астраханским слушателям три ярких концерта, программы которых включали камерно-вокальные и инструментальные сочинения.

         Первый благотворительный концерт октября собрал полный зал слушателей – педагогов, студентов, меломанов. В программу концерта вошли произведения композиторов-органистов мировой величины (Дитрих Букстехуде, Николаус Брунс, Иоганн Керль, Джироламо Фрескобальди, Иоганн Себастьян Бах), представлявших музыкальные школы Германии, Австрии, Италии. Отсюда разнообразие инструментальных жанров (органные пьесы, хорал, пассакалия, фуга, токката, прелюдия, концерт) и вокальных (ария, песня, ариетта).

         В концерте выступила когорта молодых исполнителей – лауреатов многочисленных международных конкурсов: Наталья Муравьёва (орган), Александр Тюпа (вокал), Шамситдин Мирзоев (кларнет), Нелли Иманкулова (домра), Леонид Бутаков (балалайка), Константин Хрипушин (вокал).

         Органистка Наталья Муравьёва – потрясающе талантливый человек, обладатель дипломов лауреата фестивалей, конкурсов в Пятигорске, Владимире; Скопелло, Рагузе (Италия), Ганновере (Германия), Париже (Франция), Верзеле (Украина). Её имя занесено в Золотую книгу «Новые Имена Астрахани». Получив второе высшее образование по специальности «Орган» (Казанская государственная консерватория), поступила в аспирантуру по специальности «Фортепиано» (Астраханская государственная консерватория).

         Обожая орган за божественную красоту, силу звучания, Наталья Муравьёва щедро популяризирует органную музыку на концертной сцене Большого зала консерватории. В этот вечер орган звучал торжественно, мощно, нежно, умилённо, скорбно, пасторально …

         Тембровая индивидуальность камерных ансамблей (голос, домра, балалайка, кларнет) увеличила диапазон эмоций, «вибрацию» души слушателей свежими звучаниями и «мысленными образами». Так, по красоте, нежности Adagio Томазо Альбинони – символ вечной любви. Пьеса была сочинена итальянским музыковедом Ремо Джадзотто на основе фрагмента рукописи Альбинони объёмом в шесть тактов. Прекрасная мелодия, воспроизводящая вокальное искусство bel canto («красивое пение»), подражая модуляциям человеческого голоса, но в тембре кларнета, струилось плавно, гибко, легко. В её интонационную сферу вошли знаки «страстей», арий Lamento (исполнитель – Шамситдин Мирзоев).

         Роскошная, бархатная певучесть тембра домры в руках Нелли Иманкуловой (крайние разделы Токкаты Джироламо Фрескобальди) отразила «семантический пучок», содержащий множество ассоциативных образов, вызвав теплый отклик слушателей, рукоплескавших исполнительскому дуэту.

         На богослужебные тексты И.С. Бах написал четыре коротких мессы (F-Dur, A-Dur, g-moll, G-Dur) и Высокую мессу (h-moll). Их музыкальное воплощение глубоко человечно, полно художественной правды, земной красоты. Именно так была исполнена ария тенора И.С. Баха (солист Александр Тюпа). Сфера действия, радости проявилась в малеровском вопросительном поэтическом тексте «Кто придумал эту песенку?» из цикла «Волшебный рог мальчика». Скорый темп, стремительно быстрое достижение кульминационных вершин, темпераментное исполнение «на одном дыхании», артистизм, насыщенное сопровождение органа способствовали восторгу слушателей, выразившемуся горячими аплодисментами.

         Константин Хрипушин исполнил «Coro mio ben» Джузеппе Джордони и песню Густава Малера «Когда любимая уходит».

         Особенностью программы явилась тщательная продуманность чередования исполняемых сочинений: звучание солирующего органа сменялось вокальными и инструментальными ансамблями с тонким балансом solo и сопровождения. Контраст тембров (колорит и способ звукоизвлечения) оказался очень значим, поскольку внёс элемент присутствия своеобразных «интермедий».

         Феерический эффект политембровой игры продемонстрировало исполнение концерта для баяна с оркестром Николая Будашкина (I часть) в переложении для балалайки и органа (солист Леонид Бутаков).

         Можно только порадоваться, что консерватория просветительским «словом» – вела концерт Полина Шамхалова – и «делом» решает проблему востребованности академической музыки как в области воспитания и образования молодого поколения, так и тех, кто перешёл рубежный статус пенсионера.

         Исполнительский состав концерта поверг слушателей в бурный восторг и они, долго аплодировали Музыкантам с большой буквы, которые приходят как ангелы-хранители, чтобы включить свет и вылечить души.

А.Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих