Организаторы и участники о майкопском научном форуме

О работе Международной научной конференции, прошедшей недавно в Адыгейском государственном университете, читайте в материалах председателя Оргкомитета конференции – доктора искусствоведения, профессора, заведующей кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств Адыгейского государственного университета С.И. Хватовой, сопредседателя – доктора искусствоведения, профессора Адыгейского государственного университета А.Н. Соколовой и участника конференции, кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории М.Г. Хрущевой.

 

С.И. Хватова,

доктор искусствоведения, профессор АГУ,

А.Н. Соколова,

доктор искусствоведения, профессор АГУ

 

Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе

В Адыгейском государственном университете 19-22 сентября 2016 года прошла Международная научная конференция. Она включала в себя около 100 докладов, из них свыше 60 отобраны для публикации в сборнике статей, среди которых 22 доклада докторов наук, 20 кандидатов. На форум представлены доклады ученых из различных регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Астрахань, Краснодар, Майкоп, Махачкала, Ростов-на-Дону, Саратов, Черкесск, Элиста), а также из Абхазии, Белоруссии, Германии, Молдовы, Италии, Румынии, Франции.

Необходимость организации и проведения Международной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе» возникла благодаря сложному опыту возрождения духовной культуры в условиях нарушения преемственности ее развития и длительного отчуждения человека от каких-либо религиозных институтов. В результате в большинстве конфессий, функционирующих в России, возникли диссимилятивные процессы, отразившиеся на отправлении служб, культовом реквизите, экстерьере и интерьере храмов, мечетей, синагог и др. Степень вариативности проведения богослужебных практик – особенно в части культовых искусств иногда была столь значительна, что порождала напряженные ситуации, становилась поводом для богословских дискуссий, диагностировалась как деструкция канона. Одни проблемы разрешалась путем создания контролирующих религиозных органов, другие регулировалась переговорами и конвенциями. Научное сообщество долгое время оставалось вне активного дискуссионного поля. Однако потребность в межличностном научном общении, установлении творческих и научных контактов в заявленной области очевидна и своевременна. Во-первых, научный потенциал необходим религиозным деятелям для панорамного видения проблем, их структурирования и когнитивного представления. Во-вторых, наука также нуждается в расширении предмета исследования, тем более, такого объемного и неоднозначного. В-третьих, общество в целом в эпоху глобализации и перманентных социальных, социокультурных и цивилизационных кризисах находится в состоянии поиска стабильной и гармоничной духовной ниши, позволяющей определенным образом адаптироваться к реальности и собрать силы для преодоления любых кризисных ситуаций.

Духовное возрождение постсоветского периода и повсеместное восстановление религиозных практик породили массовый приток творческих людей и вовлечение их в процесс храмостроительства. Многие почувствовали духовные вызовы и призыв к сослужению в церковных хорах, послушанию через освоение церковных искусств и участию в росписи культовых сооружений, их декорированию. Часть интеллигенции посвятила себя изучению богослужебных практик, получала духовный сан, и, впоследствии – соответствующее образование.  Зачастую это были действия, направленные на самосохранение, реакция на деструктивные процессы политической системы 1990-х. Возможно также, что внутренняя духовная жизнь каждого отдельного человека и всего российского сообщества получила, наконец, свободу выражения, освободилась от сильного идеологического прессинга.

В январе 2013 года в присутствии руководителей ведущих конфессий президент России выразил мнение о том, что наше государство от распада в 1990-е гг. ХХ в. удержало, в том числе, и возрождение религиозной деятельности, столетиями направленной на сохранение и приумножение морально-нравственных ценностей. Усиление потребности в практическом отправлении религиозности, «воли к сакральному», многократное увеличение количества граждан, нуждающихся в духовном окормлении, повсеместное открытие храмов, мечетей, костелов, датсанов, синагог, домов молитвы сыграло, в том числе, и культуросберегающую роль.

Организаторы конференции были нацелены на выработку методологических установок исследования культовых искусств в контексте богослужебной и культовой практик и решение проблемы согласования терминологии, используемой учеными разных научных направлений, этнической и конфессиональной принадлежности. Это относится как к базовым понятиям «религия», «вера», «традиционная вера», «монотеизм», «политеизм», «язычество», так и прикладным определениям «религиозная музыка», «духовная музыка», «религиозные обряды», «религиозное искусство» и т.п. Опыт подготовки мероприятия показал, что указанная цель может выступать сверхзадачей и решаться в рамках исследовательского проекта, а не одноразовой встречи ученых. Тем не менее, представленные материалы дали возможность научно зафиксировать отдельные события и процессы религиозного и национального возрождения в постсоветской России, осмыслить возросшую потребность в практическом отправлении богослужений. Именно этой тематике посвящены доклады Р.К. Адыгамова, Р.М. Барцыца, Д.Г. Гутмана, Г.Р. Тараевой, Д. Плеховой, А.А. Черкесовой и др. Сакральное в светском искусстве находится в центре научного внимания М.Ш. Абдулаевой, Т.А. Алишевич, Н.В. Бекетовой, П.С. Волковой, В.О. Петрова, Ф.М. Шак и др. Значительный раздел книги посвящен культовой практике, связанной с традиционной культурой (статьи З.А. Наток, А.Н. Соколовой). Часть включенного в данный раздел материалов связана с представлением уникальных фактов, собранных в результате экспедиционной работы последнего десятилетия. Это исследования Л.А. Густовой-Рунцо, И.В. Дынниковой, Е.С. Тыщенко и др. Особый интерес для музыковедения представляют статьи Т.А. Алишевич, Э.В. Выбыванец, Е.О. Миклухо, Е.С. Мироненко, посвященные анализу музыки современных композиторов, создающих сочинения на канонические тексты. По-новому раскрыта религиозная тема в творчестве русских композиторов в работах С.А. Мозгот и Н.В. Бекетовой.

Очевидно конференция демонстрирует приверженность ее участников к различным мировоззренческим позициям: они рассматривают богослужебные практики и культовые искусства с философских, искусствоведческих, религиоведческих, психолого-педагогических и др. позиций. Одни авторы являются последователями какой-либо религиозной доктрины, другие считают себя атеистами, но всех объединяет общий интерес к духовной жизни человека и конкретному проявлению практической религиозности, в том числе (а где-то и в первую очередь) – в искусстве.

Широкая тематическая палитра сборника фиксирует разновекторные научные интересы участников конференции, которые могут и должны быть, по мнению организаторов мероприятия, сконцентрированы на самых актуальных и малоразработанных темах. Во-первых, это касается полновесного и скрупулезного анализа ситуации отправления богослужебных практик в выбранных географических ареалах, во-вторых, необходимо инспирировать теоретические и методологические исследования с использованием представленного на конференции эмпирического материала. Целостная картина отправления религиозных служб в различных конфессиях может сложиться только в результате выполнения многолетнего коллективного исследовательского проекта. Социальный заказ на научное исследование – новая и важная стратегия современной науки.

Оптимистический прогноз на результативность такого исследования определяют известность и статусность приглашенных для научного общения ученых, а также значительное число молодых амбициозных участников, готовых продолжать работу в избранном направлении. Все вместе это должно способствовать координации деятельности различных ученых, занимающихся исследованием культовых искусств различных конфессий, согласованию направлений исследований, планированию краткосрочных и долгосрочных совместных действий, выработке единых методологических установок, использованию соответствующего финансового сопровождения. Немаловажным фактором становится обретение творческих и научных связей между научными работниками Абхазии, Белоруссии, Германии, Италии, Румынии, Франции, исследующими богослужебную деятельность, культовые искусства и традиционные религиозные практики.

Подготовленные материалы свидетельствуют о получении новых научных знаний, определяемых

— накоплением пока бессистемной, но все же достоверной базы данных о состоянии богослужебных и культовых практик на пространстве Юга России и частично в Европе;

— характеристикой современного состояния художественного канона современных богослужебных практик, причин и условий его формирования и трансформации;

— использованием иеротопического метода при анализе обрядов и ритуалов в сакральных пространствах;

— расширением круга персоналий авторов культовых искусств и выявлении современной специфики творчества в условиях канона;

— результатами анализа знаков культа в пространстве современного светского искусства (литературы, живописи, музыки, хореографии, кинематографа и анимации);

— установлением путей сакрализации профанного пространства средствами культовых искусств, а также в традиционной народно-религиозной практике.

Интерес российских ученых к данной проблематике не случаен. Когда говорят о единстве, поиске национальной идеи в России, имеют в виду и межконфессиональное согласие. Совместное проживание людей, принадлежащих к разным цивилизационным системам, нередко (иные считают – неизбежно) приводит к общности, созданию единых принципов сакрализации профанного. На это указывает наличие множества смысловых параллелизмов Священных писаний, общие принципы произнесения богослужебных текстов (в любой конфессии – не ординарное чтение, а пение, чтение нараспев и пр.), сходные акустические условия культовых сооружений, апелляция одновременно к нескольким видам богослужебных искусств. Эти и многие другие факторы свидетельствуют о наличии общей мозаичной мобильной и весьма динамичной сакральной сферы, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

Богослужебные практики ведущих мировых конфессий, помимо указанных точек соприкосновения, имеют признаки, указывающие на согласование хода развития светских и культовых искусств, а также типологическое сходство отдельных средств выразительности. Усиление эстетического компонента в ущерб этическому в культовых и паралитургических искусствах, их секуляризация тенденция, общая для многих конфессий.

Участники конференции выражают озабоченность сохранностью нашего общего духовного наследия. Недопустимость искажения Священных писаний, их реинтерпретации и расширенное толкование оценивается ими как опасность в сложившейся современной политической ситуации и угроза традиционному укладу жизни в многонациональной и многоконфессиональной России.

Сакральное пространство современного человека эластично и подвижно. Богослужебные тексты и проповеди мгновенно реагируют на события в мире, а культовые искусства, как чуткий индикатор духовного состояния общества, отражают происходящее средствами традиционной поэтики.

Участники конференции не призывали к диалогу религий или выработке надрелигиозной доктрины. Их задачи сугубо научные: способствовать оперативной и достоверной фиксации происходящего в сфере культовых искусств в контексте богослужения; собирать, анализировать и публично представлять высокохудожественные образцы культовых искусств, одинаково значимые для людей разных вероисповеданий; постепенно накапливать банк данных, характеризующих богослужебные практики в целом и их отдельные фрагменты; разработать методологическую основу для исследования культовых искусств в рамках светской и религиозной жизни. Большое число исследователей, эмоционально включившихся в подготовку и работу конференции, свидетельствуют о востребованности выбранной темы и нацеливают на продолжение начатого дела.

 

 

М.Г. Хрущева, кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки АГК

О международной научной конференции «Богослужебные практики и культовые искусства в полиэтническом регионе»

19-22 сентября 2016, г. Майкоп, организаторы Российский гуманитарный фонд; Адыгейский государственный университет

         Считаю необходимым, как реальный участник этой мощной, масштабной научной конференции, дать пусть самую краткую, но по возможности ёмкую информацию.

         В Международной научной конференции были заявлены докладчиками астраханские исследователи разных поколений и их научные тексты опубликованы в сборнике материалов:

Викторин Виктор Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», председатель Ученого Совета Астраханского ГОИА музея-заповедника, докторант – «К проблеме шаманизма и шаманских практик народов Поволжья: источники и последствия, формы верований и религиозных действий (по данным этнографии и фольклора)» (в соавторстве с М.Г. Хрущевой);

Петров Владислав Олегович, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории, истории музыки ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория» – «Религиозные образы, тексты и идеи в жанре инструментального театра»;

Хрущева Маргарита Геннадиевна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки ФГБОУ ВО «Астраханская государственная консерватория» – «К проблеме религиозного синкретизма в регионе Среднего Поволжья и Приуралья в этнокультурном контексте»;

Тыщенко Елизавета Сергеевна, преподаватель ГБОУ СПО Астраханской области «Астраханский колледж культуры и искусств», аспирант кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки АГК М.Г. Хрущева) – «Духовные стихи и заговоры, как основы традиционной веры (на экспедиционном материале 2009-2015 гг.)».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Страницы: 1 2 3


Версия для слабовидящих