Концерт в честь митрополита Астраханского и Камызякского Ионы

Прекрасным подарком к двойному юбилею – 75-летию со дня рождения и 50-летию служения в священном сане —  высокопреосвященного Ионы, митрополита Астраханского и Камызякского, стал концерт мужского хора Успенского кафедрального собора, состоявшийся 29 июня в филармоническом зале им. М.П.Максаковой. Задолго до начала концерта здесь собралось небывалое количество желающих услышать музыкальное приношение высокочтимому юбиляру, поэтому, как только в зале появился владыка, певчие, под руководством регента Андрея Ларичева, после песнопений, положенных при встрече архиерея, сразу же приступили к исполнению концертной программы.

 

Вместе с тем, до объявленного начала юбилейного вечера оставалось еще несколько минут, и публика продолжала прибывать в филармонию, заполняя фойе перед входом в зал, куда уже нельзя было попасть.

Надо сказать, что продуманный сценарий юбилейного вечера, составленный клириком Успенского собора отцом Максимом (Бурдиным), способствовал тому, что интерес к тщательно подготовленному действу не угасал ни на минуту. Собственно хоровой концерт был в двух небольших отделениях. Вначале исполнялась духовная музыка на тексты православных молитв, с предварением хорового пения художественным чтением русской духовной поэзии (читал заслуженный артист России, ведущий артист ТЮЗа и доцент Астраханской консерватории Сергей Тараскин), а затем, после демонстрации на большом мониторе фильма «Митрополит», с интересным рассказом о жизненном пути и пастырском служении нашего владыки (в миру – Юрия Алексеевича Карпухина), и сердечного слова в адрес юбиляра, сказанного его воспитанником, митрофорным протоиереем, настоятелем Покровского собора и секретарем Астраханской митрополии отцом Михаилом (Пристайя), мужской хор Успенского собора завершил концерт обработками популярных народных песен.

В подборе номеров для отделения русской духовной музыки регент Андрей Ларичев руководствовался исполнительскими возможностями малого однородного хора, равномерно распределив 12 певчих на первые и вторые тенора и басы. Стройное мужское четырехголосие, особенно когда тенора поют более легким головным звуком, а басы – плотным, грудным, всегда доставляет эстетическое удовольствие, напоминая органоподобное звучание. В данном хоре поют профессиональные музыканты (в основном – воспитанники и студенты кафедр хорового дирижирования и сольного пения Астраханской консерватории), к тому же и сам регент – выпускник дирижерско-хорового отделения АГК, поэтому этот коллектив вполне справился с поставленными исполнительскими задачами, порадовав такими православными песнопениями, как: «Взбранной Воеводе» Алеманова, «Малое славословие» Есаулова, «Благослови, душе моя, Господа» Чеснокова, «Слава… и Единородный Сыне» Гречанинова, «Вечери Твоея тайныя» Львова, «Достойно есть» царя Феодора, в гармонизации о.Матфея (Мормыля), «Господь просвещение мое» Никольского, «Под Твою милость прибегаем» Копылова, «Отче наш» Чайковского.

Яркое впечатление осталось от звучания обработок народных песен (в подборе этой части программы юбилейного вечера помогла руководитель хора студентов консерватории и камерного хора филармонии Татьяна Рекичинская). Исполнение переложений для мужского хора великолепных свешниковских обработок русских народных песен – «Ах, ты, степь широкая», «В темном лесе», «Во кузнице» – было украшением всего концерта. А украинская песня «Нiч яка мiсячна» дала возможность блеснуть красивым тембром и приятной певческой манерой солисту хора – тенору Сергею Быстрову, недавно получившему на Международном конкурсе исполнителей православной музыки в Польше диплом «Лучшего солиста» (выступал в составе камерного хора Астраханской филармонии, под управлением Т.Рекичинской, завоевавшего 1 место на том самом конкурсе). Восторженная публика с удовольствием слушала и горячо принимала и другие песни в темпераментном исполнении мужского хора: казачью притчу «Сон Стеньки Разина» и «Распрягайте, хлопцы, кони» в обработке Полторукина (солировал тенор Константин Иванов), а также созвучную фольклорным мотивам «Выйду ночью в поле с конем» Матвиенко.

Главное, концерт понравился высокопреосвященному юбиляру, о чем он сказал в своем ответном слове, оставаясь в центре зала, среди народа. И, как всегда в таких случаях (за без малого четверть века служения на астраханской кафедре РПЦ владыке Ионе, сначала епископу, затем архиепископу Астраханскому и Енотаевскому и, наконец, митрополиту Астраханскому и Камызякскому, неоднократно посвящались концерты русской духовной музыки, с участием церковных и светских, взрослых и детских хоров, которые проводились обычно в большом зале Астраханской консерватории), он подчеркнул, что «Астрахань – город музыкальный, поэтому здесь немало разных хоровых коллективов, творчество которых доставляет истинную радость».

Заключительное «Многая лета» высокопреосвященнейшему митрополиту Астраханскому и Камызякскому Ионе вместе с мужским хором Успенского собора дружно пели все собравшиеся в филармонии. Настроение у всех было праздничным, и лица светились радостью благодатного общения с духовным пастырем, всем сердцем любящим свою паству

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ,

профессор Астраханской консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих