Когда от «одной свечи можно зажечь тысячу других»

П.Федотов

Самым значимым событием вуза в завершающей стадии учебного процесса стали курсы повышения квалификации для педагогов ДШИ и ДМШ Астраханской области. В них приняли участие 99 специалистов различных профильных направлений: музыковеды, дирижеры-хормейстеры, пианисты-концертмейстеры. Такой «наплыв» желающих повысить свой профессиональный уровень приятно удивил устроителей мероприятия во главе с заведующей кафедрой теории и истории музыки, проректором по научной работе доктором искусствоведения, профессором Л.В. Саввиной, заставив оргкомитет скоординировать расписание лекций, мастер-классов, а также показательные выступления самих участников курсов и их учеников. Были задействованы педагоги – С.Г. Алеева, Л.П. Казанцева, И.М. Некрасова, В.О. Петров, А.В. Свиридова, П.П. Сладков (кафедра теории и истории музыки), Л.П. Власенко, концертмейстер А.Г. Гасратова (кафедра хорового дирижирования), А.Ж. Курганова, Н.Ю. Петрова (кафедра камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки).

Итоговый день оказался особенно насыщенным. Он включил широкий спектр мероприятий: концерт участников факультета (курса) повышения квалификации – хора преподавателей вокально-хоровых дисциплин ДМШ и ДШИ; выступления с докладами методического, научного, творческого характера музыковедов – педагогов историко-теоретического цикла предметов в начальном звене музыкального образования; концерт педагогов-концертмейстеров и их учеников; вручение удостоверений о краткосрочном повышении квалификации. Обозначенные мероприятия завершающего дня озвучила профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Саввина Л.В.

Ведущей и дирижером хоровой части отчетного концерта слушателей КПК была заслуженный деятель искусств РФ, профессор Любовь Власенко. Она рассказала, что создать хор за короткое время помогла методика вокальной настройки профессора С.Е. Комякова. Надо признать, что Любовь Павловна сумела сделать из слушателей хоровой коллектив, который показал не только необходимые ансамблевые качества хорового пения a cappella и с сопровождением, но и выразительное исполнительское прочтение представленной программы: «Благослови, душе моя, Господа» П.Чеснокова и маленькой кантаты Г.Свиридова «Снег идет», на стихи Б.Пастернака. Каждое произведение Л.П. Власенко предваряла краткой аннотацией, что настраивало публику на восприятие содержания исполняемых сочинений.

«Благослови, душе моя, Господа», на текст из 102 псалма Давидова, прозвучало стройно, динамически гибко, с душевным подъемом, вместе с тем, молитвенно строго, с соблюдением традиций исполнения православной духовной музыки.

В трехчастной кантате Г.Свиридова «Снег идет» хор продемонстрировал различные вокальные краски и тщательную проработку музыкально-поэтического текста.

         Музыка I части («Снег идет») заворожила мерной ритмической пульсацией антифонного унисонного псалмодирования альтов и сопрано, что, в ансамбле с красочными гармониями сопровождения (партию фортепиано исполняла А.Гасратова) создавало зримую красоту художественного образа: безостановочно падающего снега.

         Во II части («Душа»), трагически-исповедальной по содержанию, идеальное унисонное пение хора звучало в проникновенном дуэте с мелодическим инструментальным голосом. Каждое слово произносилось хором настолько выразительно, что это невольно ассоциировалось с поэтическим монологом драматического артиста.

         Финальная, самая скорая по темпу, часть кантаты («Ночь») прозвучала ярко, звонко, дикционно отчетливо. А завершающая, дважды повторенная строфа – «Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты вечности заложник /У времени в плену» – напрямую была обращена ко всем собравшимся в зале музыкантам, жизнь которых связана с неустанным служением высокому искусству. Не случайно не только публика долго рукоплескала исполнителям, но и сами певцы, дирижер Л.П. Власенко и концертмейстер А.Г. Гасратова ответными аплодисментами выразили друг другу благодарность за сотворчество в процессе проведения курсов повышения квалификации.

         В программе выступлений работ «мозгового центра» оказались 15 отобранных докладов, тематика которых зафиксирована в их названиях: А.Я. Мадьярова (ДШИ №1) «Варианты письменных и устных заданий на итоговой аттестации по учебному предмету «Сольфеджио» для дополнительных общеразвивающих программ в области музыкального искусства»; Е.В. Хамадьянова (ДШИ №11) «Фантазия на тему перкуссии в области музыкального искусства»; Т.Ф. Немошкалова (ДШИ №11) «Синтез музыки и живописи»; Г.Г. Тарасова (ДШИ №6, г. Нариманов) «Жанры и формы проведения уроков “Слушание музыки” и “Музыкальная литература” в ДМШ»; Т.П. Захарова (ДШИ №20) «Справочник по музыкальной грамоте в форме вопросов и ответов»; Е.А. Чернова (ДШИ №17, Икрянинский район) «Организация исследовательско-проектной деятельности учащихся в рамках предмета “Музыкальная литература”»; Е.В. Копылова (ДШИ №20) «Элементы игры в группах раннего эстетического развития»; Ю.С. Тараненко (ДШИ №19, с. Сасыколи) «Формирование интереса учащихся к предметам музыкально-теоретического цикла в ДШИ»; Е.В. Сизова (ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Ахтубинск) «Интервалы – первооснова гармонии»; Г.В. Родионова (ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Ахтубинск) «Чтение с листа на уроках сольфеджио»; Е.Ю. Устинкина (ДШИ №5) «К вопросу о стилевом методе преподавания сольфеджио в ДМШ и ДШИ на современном этапе»; М.С. Бердникова (ДШИ им. М.П. Максаковой, г. Астрахань) «Особенности преподавания композиции в ДМШ и музыкальном колледже»; О.Н. Колюжная (ДШИ им. М.П. Максаковой, г. Астрахань) «”За семью нотками” – неакадемическое слушание музыки»; В.В. Нечаева (ДМШ №1) «Стиль и жанр в музыке»; М.М. Рулева (ДМШ №11) «Некоторые приемы оптимизации преподавания “Музыкальной литературы”».

         Выступления коллег «по цеху» стали наглядным примеров преемственности поколений: им есть чему учиться, а нам есть что им дать.

         Концерт концертмейстеров открыл Иван Мирабдалов, исполнив куплеты Мефистофеля из оперы Ш.Гуно «Фауст» и песню «К матери» М.Кажлаева (концертмейстер Л.Кенжигарина). Юлия Марышева исполнила романс Н.Римского-Корсакова «На нивы желтые» (концертмейстер Л.Кенжигарина). Следующим на сцену вышел самый юный участник концерта – Владимир Конев (домра). Он эмоционально, стилистически точно исполнил «Сицилиану» Дж.Перголези, партия фортепиано – Софья Шорина (класс преподавателей Т.Ф. Канкаевой и З.Т. Мустяковой, ДШИ №2). Браво!

         Два номера из вокального цикла М.Ипполитова-Иванова «Пять японских стихотворений» исполнила Лариса Перова (сопрано): «Аллеи все осыпаны листвою» (концертмейстер Ирина Гатиатулина), «Ах, в этом мире страдать я устала» (концертмейстер Наталья Бойко). В первой вокальной миниатюре музыкальная мысль выражена артистично, но интонационно сложными, обманывающими слух, поворотами мелодии – лейтгармонией стихотворения становится увеличенное трезвучие. Фортепианная партия характеризуется изысканной звукописью, возбужденно текучей фигурацией аккомпанемента романтического типа. Что касается второй миниатюры, то традиционное японское трехстишье из 17 слогов М.Ипполитов-Иванов «интерпретировал» по-русски: два трехстишья получили европеизированную структуру катренов – 4+2. В аккордовом сопровождении присутствует синтез модальных и классических мягко диссонирующих гармоний.

         Музыка Д.Пуччини – Вальс Мюзетты из оперы «Богема» – была ярко представлена Нахадой Ахвердиевой (вокал) и Анжелой Соколовой (фортепиано).

         Антонина Сиротина (домра) и Арина Азизова (фортепиано) – учащиеся ДШИ №2 (класс преподавателей Т.Ф. Капкаевой, Ю.В. Глазуновой) вынесли на суд строгих слушателей «Элегию» Ю.Должикова. Молодцы! Элегия прозвучала как ностальгия о мечте, образец романтической лирики.

         Потрясающее впечатление произвело исполнение русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» Кирой Кириллиной (вокал) и Анжелой Соколовой (рояль). Великолепная актерская игра: трагизм отчаяния, переданный голосом и душевным волнением.

         Зал с восторгом слушал фортепианный дуэт Вероники Пьяновой и Софии Шориной, исполнивших «Путешествие по Петербургу» В.Сапожникова (класс преподавателей С.В. Губаревской, З.Т. Мустяковой, ДШИ №2).

         Ансамблевое исполнение арии Эболи из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» Натальей Воробьевой (вокал) и Ларисой Билецкой (фортепиано) также не оставило слушателей равнодушными.

         Заключительным номером концерта стало выступление домристки Нелли Иманкуловой (студентки АГК, класс профессора А.В. Мостыканова) и Ларисы Билецкой (рояль). Были блестяще исполнены 1, 2 и 5 части «Григ-сюиты» С.Лукина («Утро», «Ноктюрн», «В пещере горного короля»). Малый зал консерватории наполнился продолжительными аплодисментами и многочисленными возгласами «Браво!». Так слушатели выразили свое восхищение теми, кто посвятил себя искусству.

         После вручения удостоверений, слов благодарности организаторам курсов повышения квалификации, педагогам – за содержательные лекции, мастер-классы, творческое содружество, которое стало «глотком чистого, свежего воздуха», – общее фото «на долгую, добрую память».

А.В. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

кафедры теории и истории музыки АГК

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих