Гитарная музыка в палитре звуковых образов и ритмике четырех веков

Последние месяцы весны, в силу специфики учебного процесса творческого вуза, всегда насыщены концертами. Это время классных отчетов, кафедральных мероприятий, выступлений вузовских исполнительских коллективов, памятных дат …

Афиши пестрят красками на стенде объявлений: почти каждый день проходят интересные музыкально-творческие «форумы», причем нередко один за другим или параллельно в двух залах. Сколько себя помню, не приходилось присутствовать на концерте студентов консерватории, посвященном гитарной музыке, а название «Вечер классической гитары» звучало интригующе.

В нашем городе профессиональное обучение на классической гитаре связано с именем Марата Абубикеровича Будинова, воспитавшего многих учеников-гитаристов, среди которых Валерий Савицкий, Владимир Быстров, Иван Руденко, Алексей Калинин, Зариф Сутуев, Иван Лыков. Время не стоит на месте: одно поколение исполнителей сменяет другое … Но каждый концерт есть творческий акт, а выход на сцену – своего рода «театр одного актера». В концерте классической гитары выступили со своей программой три исполнителя: Александр Карнишин, Ильяс Хисяметдинов, Максим Приклонский. Вела концерт Марина Каховская.

Программа вобрала произведения разных стилей, жанров во временном диапазоне более четырех столетий, но сочинения двух композиторов звучали у всех исполнителей, и это создавало ощущение фестивальных и олимпийских соревнований (по художественной гимнастике и фигурному катанию), когда их участники имеют возможность показать две программы – «обязательную» и «произвольную».

В качестве «обязательных» композиторов были: ярчайший представитель барокко, немецкий композитор, органист, клавесинист, кантор И.С. Бах (полифоническая пьеса), а также исполнитель на семиструнной («русская») и шестиструнной («классическая») гитарах, автор оригинальных пьес = композитор, прекрасный аранжировщик Сергей Руднев (виртуозная пьеса). Что касается произвольной части программы, то в ней были представлены сочинения английского композитора, лютниста Джона Доуленда; испанского композитора, педагога, исполнителя Дионисио Агуадо; итальянского гитариста, певца (тенор) Луиджи Леньяни; французского гитариста-исполнителя, педагога Роданда Диенса.

Открыл концерт студент III курса Александр Карнишин (класс заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Александра Валентиновича Мостыканова), исполнив Прелюдию E Dur из Партиты №3 для скрипки соло И.С. Баха. Искрящаяся энергия темпа, легкий звук свидетельствовали о верности стилю итальянской скрипичной школы времени «дьявольских трелей» Дж. Тартини.

Фантазия Луиджи Леньяно показала технические возможности инструмента через тембро-колористические приемы игры: тремоло созвучий, арпеджато аккордов, «жемчужную» фактуру фигуративных движений. Исполнитель убедил слушателей в желании постигать культуру звука, в умении выявлять драматургическую основу сочинения, распределять динамику в каждом из разделов музыкальной пьесы.

В обработке Сергея Руднева русской народной песни «Ой, да ты, калинушка», принадлежащей к сфере «музыки сердца», исполнитель сумел передать глубокие чувства при разнообразии звуковой окраски напева, технической виртуозности и вдохновенности игры.

Вторым на сцену вышел студент IV курса Ильяс Хисяметдинов (класс профессора Бориса Михайловича Стуса). Его программа включала меланхолическую песню Джона Доуленда «Льются мои слезы», где он выступал в роли аккомпаниатора вокалистке Виктории Ивченко. Затем последовали Прелюдия из сюиты №3 для лютни И.С. Баха, «Небесное танго» Роланда Диенса и вариации на тему русской народной песни «Липа вековая» Сергея Руднева. Ильяс Хисяметдинов продемонстрировал эффекты инструментализма: cantabile, тихое и спокойное; резкие контрасты динамики, включая почти не слышимое, замирающее pianissimo и металлическую звучность гитарного fortissimo; интенсивность пассажных фигураций – все, что трогает, умиляет, восхищает, будоражит душу. Каждая исполненная пьеса – это отражение чувств играющего, переданных через интонации, ритм, темп, техническое мастерство, яркий артистизм.

Третьим участником концерта был Максим Приклонский – студент III курса (класс доцента Сергея Алексеевича Соколова). Он начал свое выступление с испанского танца «Фанданго» Дионисио Агуадо – одного из представителей «золотого века» гитары (первая половина XIX столетия). Именно в этот период выдвигается плеяда исполнителей-виртуозов и композиторов, заложивших фундамент классического репертуара для гитары. Это испанец Фернандо Сорс, итальянцы Мауро Джулиани, Фердинандо Карулли, Маттео Каркасси и, конечно, феноменальный виртуоз Никколо Паганини, написавший сто сорок пьес для этого инструмента.

Педагог, композитор, исполнитель-виртуоз Дионисио Агуадо использовал формы, характерные для испанского фольклора. В «Фанданго» заметно влияние мавританского фламенко (традиционный стиль, ярко отражающий цыганский нрав, темперамент танцевальных ритмов = народно-инструментальная исполнительская практика). Композитор обогатил ресурсы пальцевой беглости левой руки, заставляя гитару «говорить», «петь», «вздыхать».

Фуга И.С. Баха из Сюиты №3 для лютни прозвучала в стиле другого времени и специфике другого жанра: легкость, изящество имитационных перекличек темы фуги оттенялись пасторально-лирическими интермедиями.

Трогательно нежно была исполнена тема русской народной песни «Вечерний звон» в обработке Сергея Руднева. Беспределен песенно-мелодический «разлив» благодаря способности исполнителя пребывать весьма длительное время в едином эмоциональном состоянии при обилии разнообразных фактурных средств. Особый звуковой колорит вызывал мозаику «живописных» картин как смену музыкальных впечатлений: исполнитель глубоко осмыслил образ колокольности как сакральный символ православной культуры.

Исполнение студентов-гитаристов Александра Карнишина, Ильяса Хисяметдинова и Максима Приклонского нашло живой отклик у поклонников гитары. Аплодисменты, восторг слушателей – вот награда за артистизм, богатство переданных чувств, за вдохновение, исполнительскую технику концертных пьес, искренность в передаче стилистики произведений. Будущее гитары («Быть или не быть?») в руках тех, кто способствует утверждению высокого престижа инструмента. Отрадно, что на концерте были представлены все основные тенденции современного исполнительства- транскрипции лютневых и скрипичных сочинений Дж.Доуленда, И.С, Баха; кантилена песенного фольклора с широким колористическим спектром и динамическими градациями; романтические «сюжеты» танцев: «Фанданго» Д.Агуадо и «Небесного танго» Р.Диенса.

Желаю молодым исполнителям, вступившим на профессиональную стезю, огромных успехов.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих