«ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ»: о конференции в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова

26-29 апреля 2016 года в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова при поддержке Российского гуманитарного научного фонда состоялась Международная научная конференция «Проблемы синтеза искусств в современной музыкальной культуре», в которой приняли участие и представители Астраханской государственной консерватории: доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки В.О. Петров, старший преподаватель кафедры теории и истории музыки С.Г. Алеева, аспирант кафедры теории и истории музыки и лектор-музыковед Астраханской государственной филармонии А.С. Степанова, дирижер Астраханского государственного театра оперы и балета и преподаватель консерватории С.С. Гринёв.

Проблематика, затронутая в представленных докладах, отличалась широтой избранных тем – от вопросов общего синтеза в современной музыкальной культуре и синтетических форм представления музыки в ХХ веке до рассмотрения частных элементов этого синтеза, – например, закономерностей перформанса, хепенинга, инструментального театра, принципов сближения академической и массовой музыки.

26 апреля (ежедневные заседания проводились в Камерном зале консерватории под руководством доктора культурологи, профессора, проректора по научной работе А.В. Крыловой) состоялось Пленарное заседание и прошло заседание Секции № 1 – «Художественный синтез в современном музыкальном театре и инструментальной музыке».

На Пленарном заседании с докладами выступили: кандидат философских наук, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Г.В. Рыбинцева («Античные философы о политике государства в сфере культуры и синтезе искусств»), доктор культурологии, профессор, проректор по научной работе Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова А.В. Крылова («Фоносфера  мегаполиса как феномен звукового синтеза: к проблеме экологии аудиальной среды»), кандидат искусствоведения, доцент Белорусской государственной академии музыки С.Н. Немцова-Амбарян («“Новый синтез” в музыкальном театре Беларуси (на примере творчества Е. Глебова и С. Кортеса)»).

На заседании Секции были зачитаны следующие доклады: «Инструментальный театр: природа жанра и его эстетика» (доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории В.О. Петров), «Черты инструментального театра в опусе “История при свете Луны” Дм. Н. Смирнова» (аспирант Астраханской государственной консерватории, лектор-музыковед Астраханской государственной филармонии А.С. Степанова), «Хореография постмодерна и авангардное искусство: к проблеме взаимовлияния» (кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Е.В. Кисеева), «Романс С. В. Рахманинова «Здесь хорошо…» на балетной сцене» (кандидат искусствоведения, доцент Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина Г.В. Григорьева), «Мистерия в современном музыкальном театре» (старший преподаватель кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории С.Г. Алеева), «Современная опера “под знаком мюзикла”: предпосылки, истоки, тенденции» (кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Е.Ю. Андрущенко), «“Травиата” Дж. Верди: жизнь вне времени (о противоположных интерпретациях сценического воплощения оперы)» (дирижер Астраханского государственного театра оперы и балета и преподаватель Астраханской государственной консерватории С.С. Гринёв), «Проблема синтеза искусств в оратории О. Мессиана “Преображение”» (кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Г.Е. Калошина).

27 апреля продолжилось заседание Секции № 1 («Художественный синтез в современном музыкальном театре и инструментальной музыке»). С докладами выступили: преподаватель Музыкальной школы Борго, Левико и Кальдонаццо (Италия) О.В. Твердохлебова («Итальянский оперный театр сегодня: поиски нового синтеза»), доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского К.В. Зенкин («Презентация книги “Музыка – Эйдос – Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке”»), доктор искусствоведения, профессор Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена М.Р. Чёрная («От микрополифонии С.С. Прокофьева – к контролируемой алеаторике С.М. Слонимского»), доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Л.А. Скафтымова («Пушкинский цикл С. Прокофьева в контексте пушкинианы 30-х годов ХХ века»). Также состоялось заседание Секции № 2 – «Синтетические формы представления музыки в современной культуре», в которой приняли участие: старший библиограф, старший преподаватель Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова К.А. Жабинский («“Вечный свет” или “вечный покой”?  “Реквием” Дж. Верди в фильме “Ностальгия” А. Тарковского»), доктор искусствоведения, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств Т.Ф. Шак («Лики минимализма в киномузыке»), кандидат искусствоведения, преподаватель Краснодарского государственного института культуры С.В. Аникиенко («Синтез искусств как основа Весенних музыкально-художественных праздников в Екатеринодаре (1912, 1913 гг.)»), кандидат искусствоведения, доцент Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Н.А. Мещерякова («Концертная программа как явление художественного синтеза»), доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова Г.Р. Тараева («Визуализация инструментальной музыки в современной культуре как проблема жанровых метаморфоз»), преподаватель Краснодарского государственного института культуры О.В. Масич («О приемах работы с музыкальной цитатой в музыке кино»).

28 апреля состоялось заседание Секции № 3 – «Музыка в современном социуме: пути адаптации». В ходе ее работы прозвучали следующие доклады: «Музыка Колумбии в современных социокультурных условиях» (Doctor of FA, профессор Факультета изящных искусств Технологического Университета г. Перейра (Колумбия) В. Гуменная), «Информационный ракурс проблем синтеза искусств в современной музыкальной культуре» (доктор искусствоведения, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова С.П. Полозов), «Безумные акции и перфомансы Сергея Курехина» (доктор искусствоведения, профессор Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова А.М. Цукер), «Слияние джаза и кабаре с европейской классической традицией в музыке американских композиторов» (PhD, Государственный Нью-Йоркский университет г. Стоуни-Брук (США) Е. Миндлина, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, преподаватель Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова И.Г. Александров), «Фольклорные нотации и аранжировки: к вопросу о репертуаре современного народного певца» (доктор искусствоведения, доцент Орловского государственного института искусств и культуры Л.В. Малацай), «Хоровая миниатюра и синтез искусств» (кандидат искусствоведения, сотрудник п.д.о. образования Дворец творчества детей и молодежи И.В. Гринченко), «Музыкальный автопортрет как уникальное явление художественной практики ХХ века» (магистр Донецкой государственной музыкальной академии им. С. С. Прокофьева М.С. Романец).

29 апреля состоялось заседание Секции № 4 – «Молодые исследователи о проблеме синтеза искусств».

Важность тематики состоявшейся конференции не ставится под сомнение – мы все живем в эпоху синтеза искусств, а, значит, перед исследователями – огромное поле для поиска видов, жанров, форм, специфических черт этого синтеза.

В.О. Петров,

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

03_Petrov_Rostov

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих