Чуткость к голосу сердца

Программа апрельского концерта вокальной музыки в малом зале консерватории шла, что называется, под знаком русской музыки (13 сочинений отечественных композиторов из 20 произведений полного репертуарного списка). Главное, по ней можно было проследить эволюцию вокально-ансамблевой русской (от М.Глинки, А.Бородина, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова до А.Власова и Г.Свиридова) и зарубежной (от В.Моцарта, Г.Доницетти, Р. Леонкавалло, Дж. Пуччини, Дж. Гершвина до Э.Куртиса и Ф.Чилеа) музыки.

Исполнителями концерта были выпускники консерватории – солисты Астраханской государственной филармонии Константин Хрипушин, Александр Марков, Ольга Войнова; студенты кафедры сольного пения и оперной подготовки Дарья Шматко, Юлия Шикина, Мингиян Оджаев, Николай Черепков, Зарема Джабраилова, Карина Коношенко, Виктория Звонова – класс народной артистки РФ, профессора Натальи Кимовны Тарасовой. Исполнителями инструментальных партий выступили студенты доцента кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Аллы Анатольевны Дудиной: Дана Алпамыс, Анастасия Солдатова, Валерия Евсеева, Ольга Ермилова, Дарья Овсянникова, Пякизе Якшимурадова и учащиеся детской музыкальной школы при консерватории Зеленова Мария и Питерская Мария.

Прописная истина – исполняемая музыка должна быть «многоликой», ибо представляет «многоликость художественной истории» (В.Задерацкий), а еще потому, что залы наполняют слушателя с разными вкусами, но которые жаждут получить от музыки духовную и душевную «подпитку», а это возможно только в одном случае – когда пение и игра (ансамбль= «дуэт согласия») стоят на прочном фундаменте мастерства. Что касается исполнительского уровня, то он оказался вполне качественным. Чувствовалась направленность в верное русло наставников – профессионалов, учитывающих сильные стороны дарования студентов.

В музыке, вслед за сюжетикой текста, нашли отражение мысли больших чувств, поскольку программу составили опусы «великих»: романсы (М.Глинка. «Я здесь, Инезилья»; Н.Римский-Корсаков. «На холмах Грузии», «Не ветер вея с высоты»; П.Чайковский. «Мой гений, мой ангел, мой друг», «Забыть так скоро», А.Власов. «Фонтану Бахчисарайского дворца»); арии из опер (Р.Леонкавалло «Заза», В.Моцарт «Свадьба Фигаро», Ф.Чилеа «Адриенна Лекуврер», Н.Римский-Корсаков «Царская невеста», Дж. Пуччини «Богема», Г.Доницетти «Любовный напиток»); песни (Н.Римский-Корсаков. Колыбельная из оперы «Боярыня Вера Шелога», «Песня Зулейки»; А.Бородин. «Разлюбила красна-девица», Г.Свиридова. «В сердце светит Русь» из цикла на слова С.Есенина «У меня отец – крестьянин»), то есть знакомые мелодии, ритмы, многократно воспроизведенные, интерпретированные. Это повышало ответственность, поскольку выход на сцену для каждого исполнителя становился преодолением эффекта «недостижимости». Кроме того, музыка и поэзия для каждого времени звучат по-новому, и современные исполнители вольны выбрать те «струны-эмоции», которые созвучны его собственной душе, но вместить содержание, настроение и образы оригинала.

Вокалистам удалось передать все разнообразие душевных состояний, своего рода «энциклопедию чувств» в избранных ими произведениях русских композиторов классико-романтической традиции, а также в музыке западноевропейского классицизма (В.Моцарт), основоположников веризма с характерной театральностью воплощений человеческих переживаний (Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини), представителей американской джазовой классики (Дж. Гершвин), оперных композиторов первой половины XIX века (Г.Доницетти) и ХХ века (Ф.Чилеа, Э.Куртис) …

Публика  с восторгом встретила выступление Мингияна Оджаева, продемонстрировавшего темперамент, вокальное мастерство, артистизм. Артистизмом отличалось исполнение Николая Черепкова. Он безошибочно прочувствовал песенный стиль в «Разлюбила красна-девица» А.Бородин и a la jazz манеру в песне Порги из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс». Дарье Шматко удалось убедительно раскрыть образ юной Марфы на пороге свадьбы (II действие) из оперы Н.Римского-Корсакова «Царская невеста».

Руководитель вокального класса Наталья Тарасова – неутомимый просветитель, подвижник, много делающая для того, чтобы творческая жизнь вуза приобрела не только региональный статус, но и международный.

В контрастном перечне номеров программы у концертмейстеров было все – «мягкая» кантилена, красóты инструментальных решений, деликатная «оркестральная» монументальность, отвергающая «силовую» манеру аккордово-гармонического многоголосия и нервозную экзальтированность чувств.

Даже учащиеся музыкальной школы показали самообладание на сцене: доминантой педагогического метода Аллы Дудиной стало стремление привить учащимся «вокальное» туше, научить их романтическому «пению» на рояле.

Педагогическая работа на исполнительских кафедрах – это не конвейер, а штучная продукция, ее цель – подготовка мыслящих, культурных музыкантов, чтобы концертная жизнь города стала богаче, а слушатель – просвещеннее.

Ведущей концерта являлась студентка кафедры теории и истории музыки Полина Шамхалова, которая артистично  представила исполнителей каждого номера программы. Слушатели не скупились на аплодисменты, выражая свое восхищение от встречи с прекрасной музыкой. 

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории

 

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих