Вдохновенное исполнение «Stabat Mater» К.Дженкинса растрогало публику

Творчество британского композитора Карла Дженкинса (род. в 1944 г.) занимает достойное место в современной музыкальной культуре.

Впервые астраханские слушатели познакомились с его музыкой весной 2015 г., на фестивале «Мир и война», посвященном 70-летию Великой Победы. Силами хоровых коллективов – студенческого хора консерватории и камерного хора филармонии, а также симфонического оркестра вуза, была исполнена грандиозная «Месса мира: Вооруженный человек» («The Armed Man: a Mass for Peace»).

Ныне, 11 апреля, в большом зале консерватории состоялась премьера еще одного произведения Карла Дженкинса — монументального «Stabat Mater».

У этих сочинений глобальная (общепланетарная) тематика: антимилитаристская (мольба о мире) и скорбная (сопереживание страданиям Богоматери у Креста).

Уникальность Мессы и «Stabat Mater» Дженкинса в том, что их художественные образы стали символами не отдельных мировых культур и цивилизаций, а общечеловеческого масштаба. Именно это дало возможность композитору использовать в своих произведениях разнообразные политенденции – полиязычие: наличие языков западной (латинский, английский, греческий, французский) и восточной (иврит, арамейский, арабский) этно-религиозных культур с присущим каждому языку фонизмом; синтез церковно-певческих и «мирских» западноевропейских культурных традиций (католические молитвы, в том числе мотет; барочные жанры – сарабанда, пассакалия, и музыка «третьего пласта»); использование этнических инструментов стран Ближнего Востока: теу (вид зурны), dabuca и def (разновидности барабана и бубна), электроинструмент Rig, бразильский – чекеру; полистилистика: привнесение мелодико-ритмических моделей, относимых к различным эпохам (Средневековье, Возрождение, барокко, средства выразительности ХХ века) и цивилизациям.

Как и «Месса мира: Вооруженный человек», духовная кантата «Stabat Mater» К.Дженкинса стала популярной на мировой концертной сцене. Как рассказала ведущая астраханской премьеры «Stabat Mater» – заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л.П. Власенко, впервые в России «Stabat Mater» британского композитора прозвучал в январе 2012 г. в Волгограде, с участием Лондонского валлийского мужского хора и камерного оркестра Волгоградской филармонии, соло контральто исполняла ведущая солистка Волгоградской «Царицынской оперы» Ольга Сабирова, а дирижировал маэстро Эдвард-Рис Харри (Великобритания). Поэтому не случайно именно Ольга Сабирова (к слову, выпускница Астраханской консерватории) была приглашена в Астрахань для исполнения этой уникальной партии, требующей от певицы владения сразу несколькими певческими манерами (академической, эстрадно-джазовой и этнической).

Напомнив публике трагическую евангельскую историю Распятия Иисуса Христа с предстоящими Девой Марией и Иоанном, возлюбленным учеником Христа, ведущая в своем вдохновенном слове охарактеризовала содержание средневековой секвенции «Stabat Mater» (устойчиво приписываемой францисканскому монаху Якопону да Тоди, ум. в 1306 г.), полностью используемой в сочинении Дженкинса, а также рассказала о других текстах, вошедших в 12-ти частную композицию этой духовной кантаты (строфы из четверостиший Руми, персидского поэта XIII в.; фрагменты из древневавилонского эпоса о Гильгамеше, датируемого VII в. до н.э.; трогательные ламентные стихи Кэрол Баррат, супруги композитора; и знаменательная фраза «И Мать плакала», составленная Дженкинсом на разных языках).

Затем Л.П. Власенко объявила исполнительский состав астраханской премьеры «Stabat Mater» К.Дженкинса: Объединенный хор студентов консерватории и артистов камерного хора филармонии (руководитель хоровых коллективов Татьяна Рекичинская); Симфонический оркестр консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики Игорь Сметанин, концертмейстер – Елена Иноченко); солисты: лауреат Международного конкурса и Государственной премии Волгоградской области, солистка «Царицынской оперы» Ольга Сабирова (контральто), солист Астраханской филармонии Шамситдин Мирзоев (дудук); музыкальный руководитель этого проекта и дирижер Леонид Егоров.

Зазвучала музыка, полились тишайшие нежные звуки, и зал погрузился в атмосферу духовного таинства … Это трудно выразить словами, а вот на композиции «Stabat Mater» можно остановиться подробнее.

Замечательная драматургическая находка Дженкинса – чередование (контраст) хоровых и сольных частей, строящихся на противоположных ладотональных средствах выразительности – западноевропейских и восточноазиатских. Это своего рода драматические «узлы» в образовании монолитного целого – «трагической поэмы в звуках». Надо отдать должное композитору – даже при использовании таких специфических барочных жанров, как пассакалия и сарабанда, Дженкинс сохраняет свой индивидуальный творческий почерк – сквозь призму барочной образности преломляются интонационные средства современной композиции.

Обратившись к богатейшей сокровищнице восточной музыки, композитор ввел ее в контекст духовной музыки интернациональной значимости. Мировая музыка едва ли знает что-либо подобное (за исключением Четвертой симфонии А.Шнитке), обусловленное и связанное «всеобщей» религиозной традицией. Так, в соло контральто одухотворенно звучат оригинальные, эмоционально и колористически насыщенные мугамные распевы, точно повторяемые или орнаментально варьируемые дудуком (рэнг) с богатой и разнообразной мелизматикой, включая четвертитоновую. Голос и вокальные возможности Ольги Сабировой потрясающие (это касается и свободного владения ею различными певческими манерами).

В хоровой партитуре нашли отражение полярно противоположные состояния, но «сюжетика» произведения направлена на просветление души грешника, проникнувшегося скорбью Матери. После мощного аккорда, завершающего «Stabat Mater», зал словно замер. Понадобилось несколько томительных секунд, прежде чем слушатели, дружно встав с мест, разразились громом аплодисментов и криками «браво»!

Браво солистам – Ольге Сабировой и Шамситдину Мирзоеву! Браво большому хору и его руководителю, хормейстеру Татьяне Рекичинской! Браво студенческому симфоническому оркестру (наряду с концертмейстером оркестра Еленой Иноченко, нельзя не отметить исполнителей сольных фрагментов – виолончелистку Светлану Сизову, флейтиста Михаила Саблина и саксофониста Льва Литвинова).

Брависсимо музыкальному руководителю этого проекта, дирижеру Леониду Егорову, сочетающему яркий артистический талант, блестящее знание хора и оркестра, а это значит умение передавать не только ноты, не детали сами по себе, а «сквозное действие» сочинения!

Премьера «Stabat Mater» К.Дженкинса в Астрахани – это общение с духовной музыкой, а она всегда утверждает высокие идеалы мира и взаимопонимания между народами, независимо от  национальности и вероисповедания. Мы живем в тревожное время: закулисно и открыто действуют силы, которым чужд гуманизм. Поэтому так важен подвижнический труд музыкантов, пропагандирующих добрую волю простых людей и поддерживающих международные культурные контакты своим увлеченным творчеством.

А.В. Свиридова,

кандидат искусствоведения,

профессор кафедры теории и истории музыки

Астраханской консерватории

 

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих