Современная фортепианная музыка для детей и юношества

6 апреля в малом зале Астраханской консерватории состоялся концерт Современной фортепианной музыки для детей и юношества, обозначенный в афише как «совместный проект кафедры специального фортепиано и кафедры теории и истории музыки». Идея проведения лекции-концерта, имеющего просветительский, популяризаторский характер, принадлежит профессору кафедры специального фортепиано Л.А. Кругловой, ведущей новый специальный предмет «Современный педагогический репертуар для детей».

В процессе подготовки концерта к участию в нем присоединились представители музыковедческой кафедры под руководством старшего преподавателя кафедры С.Г. Алеевой. Студентам обеих кафедр предстояло донести до публики много новой и интересной информации о музыке для детей композиторов ХХ-ХХI столетий.

Во вступительном слове профессор Л.А. Круглова отметила, что в целом музыку современных композиторов больше и лучше знают музыковеды, отслеживающие тенденции в современном музыкальном искусстве и пишущие актуальные отзывы-рецензии на исполняемые произведения. При этом музыки для исполнения самими детьми или для прослушивания в детской аудитории создавалось на протяжении ХХ века и создается в настоящее время очень много (хватит не на одну исследовательскую работу и не на один десяток концертов!). Это музыка разноплановая и новая как по содержанию, колориту, так и по техническим приемам и методическим задачам. Однако звучит она нечасто.

Следует добавить, что произведения для детей – это особая область творчества, по словам классиков, «для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше!» К.И. Чуковский в своей книге «От 2 до 5» сформулировал заповеди, которые должны соблюдать детские поэты – многие содержательные рекомендации актуальны и для создателей музыкальных опусов. Вот некоторые из них: 1. Стихи должны быть графичны, так как дети обладают образным мышлением. Нужно мыслить рисунками, так, чтобы ребенок мог увидеть происходящее. 2. Наибыстрейшая смена образов. Кинематографичность образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте. 3. Словесная живопись должна быть лирична. 4. Подвижность эмоции и подвижность ритма. 5. Повышенная музыкальность поэтической речи. 

Остановимся кратко на прозвучавших в концерте сочинениях. Сразу отметим, что бóльшая часть авторов представленной в концерте музыки – это признанные классики современности – отечественные (Г. Свиридов, Р. Щедрин, С. Губайдулина, С. Слонимский, А. Эшпай) и зарубежные (Э. Вила-Лобос), корифеи национальных композиторских школ (М. Кажлаев, П. Чонкушов А. Жубанов, Н. Мендыгалиев).

Открыли концерт две пьесы из «Альбома для детей» Георгия Свиридова, написанные композитором для своего маленького сына. «Старинный танец» и «Маленькая токката» прозвучали в исполнении Гулбакыт Жумашевой.

Самобытное, яркое творчество Мурада Кажлаева – композитора, пианиста, дирижера и педагога, одного из основоположников профессиональной музыки Дагестана – давно получило признание на его родине и далеко за ее пределами. Композитор известен не только своими классическими опусами, но и как автор популярной, джазовой музыки, музыки к фильмам. Три пьесы из «Альбома юного пианиста»: «Маленький вальс», «Караван», «Плясовая» исполнила соотечественница композитора Патимат Бучурова.

К слову, в Астраханской консерватории учатся представители разных национальностей из республик в составе России и из соседних государств: являясь естественными носителями своей самобытной культуры и участвуя в совместных концертах, они дают публике возможность почувствовать колористическое разнообразие многонациональной палитры нашего региона.

Петр Чонкушов – первый профессиональный композитор Калмыкии, автор инструментальных, хоровых и музыкально-театральных произведений. Главные темы его творчества тесно связаны с богатой национальной традицией, с образами родной природы, с лирическими мотивами. В концерте прозвучала лирическая миниатюра «Утро в степи» в исполнении соотечественницы композитора Александры Горяевой.

Одним из любимых мультфильмов для нескольких поколений детской аудитории в нашей стране остается фильм режиссера Р. Давыдова «Маугли», автором музыки к которому является отечественный классик с мировым именем – София Губайдулина. Для детей ею написан фортепианный цикл «Музыкальные игрушки», две пьесы из которого – «Эхо» и «Медведь-контрабасист и негритянка» прозвучали в исполнении Дарьи Беловой.

На фоне маститых авторов не осталось незамеченным (точнее было бы сказать, явилось своего рода открытием для публики) творчество молодого ростовского композитора Алексея Хевелёва, чьи произведения для детей (цикл «Детский альбом») были написаны композитором в юном возрасте (от 6 до 12 лет). Две пьесы А. Хевелёва «Баба-Яга» («Детский альбом») и «Витраж №5 (цикл «12 витражей Шагала») прозвучали в исполнении Валерии Евсеевой.

Одной из центральных фигур лекции-концерта стал Сергей Слонимский. Его фортепианный цикл «Детские пьесы», включающий семь разнохарактерных миниатюр, был исполнен полностью. Дана Алпамыс представила слушателям четыре пьесы из цикла: «Пасмурный вечер», «Ябедник», «Мультфильм», «Дюймовочка». В исполнении Александры Горяевой прозвучали «Северная песня» и «Марш Бармалея». Заключительную пьесу цикла «Колокола» с эффектной имитацией перезвонов малых и мощных ударов больших колоколов (специальный прием – удары рукой по басовым струнам рояля на педали) исполнила Ирина Бондарева.

Впервые 15 пьес цикла «Тетрадь для юношества» Родиона Щедрина прозвучали в Москве в 1982 году в исполнении самого автора. Цикл отличает остро современный язык и вместе с тем доступность, образная конкретность. Три пьесы из цикла «Этюд в ля», «Русские трезвоны» и «Играем оперу Россини» были исполнены Ольгой Калугиной.

Сюита из трех циклов для фортепиано «Мир ребёнка» бразильского классика ХХ века Эйтора Вила-Лобоса – одна из признанных вершин творчества композитора. Сложные в техническом отношении, насыщенные разнообразными современными приемами, эти пьесы предназначены для исполнения взрослыми концертирующими пианистами. В концерте прозвучали две пьесы из цикла «Куклы»: «Маленькая блондинка» и «Полишинель» в исполнении Инны Тарановой.

Сразу три композитора представили в концерте современную казахскую фортепианную музыку: Адиль Бестыбаев («Камажай», «Скерцо»), Ахмет Жубанов («Таджикский танец») и Нагим Мендыгалиев («Легенда о домбре»). Их соотечественницы – пианистки Дана Алпамыс и Ляззат Кенжегарина – вдохновенно и ярко исполнили самобытную музыку этих композиторов, сочетающую национальный колорит (традиционные напевы, танцевальную музыку) с элементами джаза и академического авангарда.

В заключении концерта прозвучала жизнерадостная музыка Андрея Эшпая, органично сочетающая в себе элементы фольклора разных народов Поволжья. Три пьесы своего знаменитого земляка – «Танец», «Татарская песня», «Токката» – исполнила Анастасия Солдатова.

Остается добавить, что в роли ведущих лекции-концерта, подготавливающих слушательскую аудиторию к восприятию творчества различных авторов, на хорошем профессиональном уровне выступили студенты обеих кафедр: Ольга Литвинова, Полина Шамхалова, Светлана Мурзашева, Елена Диденко.

Первый «пробный» концерт совместного проекта двух кафедр консерватории вызвал одобрительные отклики коллег и публики, хотя и прошел не при полном аншлаге. Целевая аудитория подобных концертов, в первую очередь, – это будущие педагоги (нынешние студенты) и уже практикующие учителя специального фортепиано: знакомство с современной фортепианной музыкой для детей и юношества для них – это своего рода методическая помощь в обновлении (осовременивании) учебного репертуара. Но несомненно, такие концерты могут быть адресованы и более широкому кругу слушателей, интересующихся новой фортепианной музыкой, прислушивающихся к постоянно меняющемуся пульсу времени, к современному композиторскому творчеству.

 

С.Г. Алеева,

старший преподаватель

кафедры теории и истории музыки АГК

(текст, фото)

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих