К премьере «Stabat Mater» К.Дженкинса в Астрахани

         Астраханских любителей вокально-симфонической музыки вновь ждет встреча с творчеством современного британского композитора Карла Дженкинса. В мае прошлого года, в рамках фестиваля «Мир и война», посвященного 70-летию Великой Победы, силами консерватории и филармонии была исполнена Месса мира «Вооруженный человек», а теперь, также с участием консерваторских и филармонических коллективов, будет представлен «Stabat Mater», предназначенный для контральто-соло, смешанного хора и симфонического оркестра.

         Подобно Мессе мира, в которую композитор, наряду с каноническими текстами католического Богослужения (на латинском) ввел чтение суры из Корана (на арабском), фрагменты из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» и стихи японского поэта (в переводе на английский), а также строфы английских поэтов, и включил старинную песню «L’ homme armé» (на французском), – в 12-ти частной композиции «Stabat Mater» также использован прием политекстуры. Опираясь на латинский текст католической секвенции «Stabat Mater dolorosa» («Стояла Мать Скорбящая»), приписываемый монаху XIII в. Якопоне да Тоди, Дженкинс дополнил либретто на тему Скорбящей Богоматери причастным католическим гимном «Ave verum» («Привет Тебе, истинное Тело»), молитвой, обращенной к Деве Марии, на арабском языке, драматическим фрагментом из вавилонского эпоса о Гильгамеше (VII в. до н.э.) и проникновенными строфами Руми (XIII в.), которые исполняются на английском и арамейском, а также собственными словами и духовными стихами Кэрол Баррат (супруга композитора). Особенно впечатляет центральный, седьмой номер – «And the Mother did weep» («И Мать плакала»), в котором заглавную фразу, составленную самим Дженкинсом, хор исполняет на разных языках: английском, иврите, латыни, арамейском, греческом.

        Выразительнейшая роль отводится солирующей партии контральто, символизирующей образ Материнской Скорби (Pieta). Предлагая петь на разных языках, с сохранением колорита речи и соответствующих фонационных приемов, Дженкинс имеет ввиду владение не только традиционной академической манерой пения, но и эстрадно-джазовой, и народной (горловое пение). Редко, кому из певиц удается свободно переходить от академического пения к горловому звучанию голоса, поэтому даже в известной записи «Stabat Mater», сделанной, под управлением композитора, Ливерпульским королевским филармоническим оркестром и хором, партию контральто-соло исполняют два меццо-сопрано – Белинда Сайкс и Юргита Адамоните.

         К слову, и в симфонический оркестр Дженкинс ввел этнические инструменты – деревянные духовые и ударные. И это существенно обогатило тембральную и динамическую палитру звучания «Stabat Mater».

         Неслучайно, написанный Дженкинсом в 2008 г., уникальный «Stabat Mater» сразу же привлек внимание исполнителей в разных странах мира. В России это сочинение впервые прозвучало в 2012 году – сначала в Волгограде, затем в Томске. Волгоградская премьера «Stabat Mater» состоялась с участием Лондонского Валлийского мужского хора и камерного оркестра Волгоградской филармонии (руководитель – лауреат международных конкурсов Юрий Ильинов), соло контральто пела лауреат Международного конкурса и Государственной премии Волгоградской области, солистка «Царицын-опера» Ольга Сабирова; дирижировал Эдвард-Рис Харри (Великобритания). А в Томске «Stabat Mater» исполнили: смешанный хор Томского музыкального колледжа (руководитель – заслуженный работник культуры РФ Фарид Тугушев), солистка Татьяна Стукалова, Томский академический симфонический оркестр под управлением лауреата Международного конкурса Вячеслава Прасолова (Новосибирск). И, как отзываются об этих премьерах слушатели, музыка Дженкинса ошеломила красотой звучания и глубиной воплощения вечной темы. А исполнительское мастерство Ольги Сабировой произвело фурор и было высоко оценено английским дирижером. Между прочим, волгоградская певица О.Сабирова и томский хормейстер Ф.Тугушев – выпускники Астраханской консерватории.

         Надо сказать, что география исполнения «Stabat Mater» Дженкинса в России не ограничивается Волгоградом и Томском, где это сочинение прозвучало с симфоническим оркестром. Так, в Ульяновске, Новосибирске, Казани «Stabat Mater» британского композитора местные хоровые коллективы исполнили с сопровождением органа (по данным различных сайтов рунета).

         И вот, наконец, астраханские музыканты – объединенный Хор студентов Астраханской консерватории и Камерный хор Астраханской филармонии (руководитель Татьяна Рекичинская); Симфонический оркестр Астраханской консерватории (руководитель – заслуженный деятель искусств Удмуртской республики Игорь Сметанин, концертмейстер Елена Иноченко), солист Астраханской филармонии Шамситдин Мирзоев (соло на дудуке) и музыкальный руководитель этого проекта, дирижер Леонид Егоров – решили представить публике свою исполнительскую версию «Stabat Mater» Дженкинса. Причем, на соло контральто была приглашена Ольга Сабирова, виртуозно владеющая всеми тремя певческими манерами, необходимыми для воспроизведения этой партии.

         Сейчас в большом зале Астраханской консерватории проводятся репетиции, в процессе которых певцы и оркестранты буквально вживаются в литературно-музыкальный текст и оттачивают ансамблевое взаимодействие. А вечером 11 апреля исполнители – хор, оркестр, солистка Ольга Сабирова – под управлением Леонида Егорова, представят «Stabat Mater» Дженкинса как современное музыкальное воплощение трагической страницы библейской истории страданий Марии, Матери Иисуса Христа, у Распятия Сына. Истории, которая никого, независимо от национальности и вероисповедования, не оставит равнодушным, пробуждая благородные чувства сопереживания Скорбящей Матери.

Л.П. Власенко,

заслуженный деятель искусств РФ, профессор

Фото К.Лавровой

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих