О концерте эстрадно-джазовой музыки

«Единственная достойная музыка –

это музыка, исполненная честно и искренне…»

Барни Вилен

         Мартовский концерт эстрадно-джазового оркестра консерватории продемонстрировал огромный арсенал выразительных средств и технических возможностей коллектива. Обширная программа предстала многогранной по стилистике, жанрам, инструментарию (soli саксофона, трубы, вокала), исполнительской манере, способам звукоизвлечения, а главное, по глубине чувств, эмоций …

         Попурри на темы двух британских рок-групп открыли и завершили концерт: Бакоок. «Queen в концерте» – Рихо Саяши. «Deep Purple Medley».

Солисты-трубачи продемонстрировали технику в верхнем регистре, проникновенность звука. Андрей Гуськов, исполнивший джазовую композицию Сэмми Нестико (Sammy Nestico), показал удивительную лирическую, «поющую» фразу, свингующую напряженность, художественный вкус и эмоциональную сдержанность. Это полностью соответствовало названию исполняемой пьесы – портрета-характера «Rachael». Алексея Назарикова привлекли другие исполнительские «идеи», о чем свидетельствует выбор озвученной им инструментальной композиции Джона Таунера Вильямса «Сахарный блюз». Меланхолическая мелодия, манера исполнения (vibrato с сурдиной), медленный темп, интонационный строй и ритм – все в этой музыке подчинено передаче стилистики блюза американских негров с берегов Миссисипи. Интерпретация звукового полотна солистом позволяет говорить об исполнителе как о «художнике полутонов», но без эмоциональной перенасыщенность чувств.

Soli для саксофона – джазовая баллада Йозефа Боша «Castine» и латино-рок «Feels So Good» Чака Манджони – исполнил Станислав Подружин. И вновь точное «попадание» в стиль, «мягкий бархат» – легкий, чистый тон звукоизвлечения. Исполнитель обладает способностью вкладывать в свой инструмент те чувства, которыми переполнена его душа – трепетную элегическую велеречивость (техника пассажей), сдержанную эспрессивность, «лирику сердца».

Блок чисто оркестровой эстрадно-джазовой музыки вобрал упомянутые выше попурри Бакоока и Рихо Саяши, джаз-роковую композицию Шустака «Portrait», попурри Себастьяна Студницкого из любимых песен Френка Синатры, посвященные столетию со дня рождения великого певца (эстрадного «классика» с бархатным голосом) и инструментальную пьесы «Get A Grip» («В тисках») Леонида Ясенецкого. Оркестр показал безупречный ансамбль, интенсивнейший свинг – опережающие (предъемные) и запаздывающие синкопы и, как следствие, высокий уровень эмоций, динамизм. Отдельные слова восхищения за брейки, барабанные «идеи», перекрестный ритм, то есть за ритмическое джазовое мышление исполнителей.

Чего нельзя отнять у джазменов, так это страсть и увлеченность своим делом. Фанатизм (преданность своим убеждениям) позволил американскому пианисту и композитору Джону Луису высказать такую вольность: «Если бы Бог жил в наше время, то мог бы стать великим джазменом» (Барбан Е. Джазовые портреты. – СПб.: Композитор, 2006. – С.153). Пристрастие к музыке И.С. Баха способствовало записи двойного альбома оджазированной версии «Гольдберговских вариаций»; ему же принадлежат два альбома на темы прелюдий из «Хорошо темперированного клавира».

Что касается вокальной части концерта, то кроме «Натали» Хулио Иглесиаса (солист Егор Журавский), этот пласт был представлен творчеством отечественных композиторов – Виктором Началовым, Игорем Крутым и Андреем Петровым, относимым к жанрам эстрадных песен и музыки кино, пополняющим репертуар массового слушателя. Наталья Калюжная исполнила песню «Если любишь, то прости» (музыка В.Началова, слова М.Шаброва); Анастасия Терещенко – «Люблю мужчин» (музыка И.Крутого, слова Ю.Кадышевой); Лариса Сазонова – «Песенку о морском дьяволе» из кинофильма «Человек-амфибия» (музыка А.Петрова, стихотворный тест С. Фогельсона).

Бисовым номером стала импровизация на стили джазовых направлений (традиционный, современный, авангардный) Валерия Шкурихина «Разминка».

Итак, программа концерта объединила некогда противостоящие друг другу стилистические разновидности джаза, причем соединила их органично. Концерт удовлетворил вкус джазфанов ярко выраженной индивидуальностью исполнения, интонационной узнаваемостью каждого стиля. Выступление эстрадно-джазового оркестра консерватории открыло новые грани дирижера Игоря Сметанина (художественный руководитель симфонического оркестра консерватории, заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики). Мастер интерпретаций академической музыки с блеском проявил себя в другой ипостаси – эстрадно-джазовой. Партию фортепиано исполнял заведующий секцией музыкального искусства эстрады доцент Ю.И. Эльперин Вел концерт доцент кафедры теории и истории музыки К.В. Гузенко. Слушатели буквально взрывались шквалом восторга после каждого исполненного номера программы, выражая свои положительные эмоции продолжительными аплодисментами. Даже при оглушительном успехе хочу пожелать эстрадно-джазовому оркестру консерватории, подобно высококачественному выдержанному вину, улучшать свое художественное мастерство, чтобы оно с каждым годом становилось крепче.

Слова, ставшие эпиграфом этой статьи, принадлежат французскому джазмену – тенор-саксофонисту, неоднократно менявшему стилистическую ориентацию (бопер, фри-джаз, этно-джаз, фьюжн, мейнстрим). У этой фразы есть продолжение: «Можно сказать, что Господь создал джаз как щит для отражения самоубийственных инстинктов человечества. Та что давайте рваться к звездам, а не пополнять позорный список жертв зашедшей в тупик цивилизации» (цит. по: Барбан Е. Джазовые портреты. – СПб.: Композитор, 2006. – С.61-62).

А.В. Свиридова,

заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат искусствоведения, профессор

кафедры теории и истории музыки

 

Фото И.Калины

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих