«ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ: СВЯЗЬ ВРЕМЕН»: О IV ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

21 и 22 марта 2016 года состоялась IV Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен», совместно проведенная Астраханской государственной консерваторией и Астраханским колледжем культуры и искусств. В своем приветственном слове заместитель председателя Правительства Астраханской области – министр культуры и туризма Астраханской области Г.А. Зотеева отметила, что данный форум «…неизменно отличается насыщенной повесткой. И всегда в центре внимания участников – острые, актуальные вопросы, главный из которых – сохранение нашего богатейшего культурного и духовного наследия. Отрадно, что сегодня к решению этих важных проблем подключается все больше регионов».

Действительно, в конференции (в очной или заочной форме) приняло участие 102 участника, представляющих Асбестовский колледж искусств, Астраханский автомобильно-дорожный колледж, Астраханскую государственную консерваторию, Астраханский государственный технический университет, Астраханскую государственную филармонию, Астраханский колледж культуры и искусств, Астраханский музыкальный колледж им. М.П. Мусоргского, Астраханский театр оперы и балета, Башкирский республиканский колледж культуры и искусства, Белгородский государственный институт искусств и культуры, Борисоглебское музыкальное училище, Брянский областной колледж музыкального и изобразительного искусства, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Дагестанский государственный педагогический университет, Институт искусств Адыгейского государственного университета, Институт искусств Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Колледж искусств Республики Коми, Курский музыкальный колледж им. Г.В. Свиридова, Курский музыкальный колледж-интернат слепых, Московское военно-музыкальное училище, Орский колледж искусств, Ростовскую государственную консерваторию им. С.В. Рахманинова, Саранское музыкальное училище Л.П. Кирюкова, Саратовскую государственную консерваторию им. Л.В. Собинова, Сахалинский колледж искусств, Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина, Ульяновский колледж культуры и искусств, Учебно-методический центр по художественному образованию и повышению квалификации работников культуры и искусств Астраханской области.

Насколько широка география участников, настолько широка и тематика докладов: на конференции поднимались вопросы исторического и теоретического музыкознания, интерпретации музыкальных произведений, краеведения, фольклористики, социологии и философии музыки, художественного образования и педагогики.

Пленарное заседание, проходившее в Малом зале Астраханской консерватории (ведущая Пленарного заседания – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина), включало в себя следующие выступления: «“Mysteries of the Macabre” Д. Лигети в интерпретации Барбары Ханниган» (заслуженный работник высшей школы РФ, доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории Л.В. Саввина), «Трость-амфибия (новации)» (заслуженный артист России, профессор кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов исполнительского факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ю.И. Скворцов), «“В борьбе за зрителя…”. О новых возможностях приобщения современного зрителя к классической музыке» (дирижер Астраханского театра оперы и балета, камерного оркестра Астраханской государственной филармонии, преподаватель Астраханской государственной консерватории С.С. Гринёв), «Традиционный песенный фольклор астраханских липован» (преподаватель Астраханского колледжа культуры и искусств О.А. Иванова). Уже в рамках Пленарного заседания определились основные направления конференции.

Заседание Секции № 1 – Актуальные вопросы музыкознания. Вопросы интерпретации и исполнительства – состоялось 22 марта (ведущие Секции – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров и кандидат социологических наук, доцент Е.Б. Борисова). В процессе ее работы приняли участие: аспирант Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова М.И. Гринёва (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Т.В. Франтова) («Серийный метод Эдисона Денисова – в поисках свободы самовыражения (на примере вокальных сочинений)»), аспирант кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории М.В. Мелюкова (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Л.В. Саввина) («Обработки народных песен в творчестве австро-немецких композиторов XIX – первой половины ХХ века»), лектор-музыковед Астраханской государственной филармонии, аспирант кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории А.С. Голованёва (научный руководитель – доктор искусствоведения, доцент В.О. Петров) («“Книга Иова” Дмитрия Н. Смирнова по иллюстрациям Уильяма Блейка»), студентка III курса кафедры хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории Е.А. Сальникова (научный руководитель – профессор Л.Н. Егоров) («Об исполнительской редакции Л. Егорова переложения Д. Батина для голоса, хора и камерного оркестра вокальной поэмы Г. Свиридова “Отчалившая Русь”»), студентка III курса кафедры хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории Ю.С. Скудина (научный руководитель – профессор Л.П. Власенко) («Исполнительские заметки о музыкально-поэтическом содержании хорового цикла Г.В. Свиридова “Три стихотворения А.С. Пушкина”»), магистрант кафедры хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории Л.А. Волосова (научный руководитель – кандидат искусствоведения, профессор А.В. Свиридова) («О трактовке жанра “Stabat Mater” К. Дженкинса»), заслуженный работник высшей школы РФ, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории А.В. Свиридова («“Русский шансон”. Александр Галич и его стратегия борьбы со злом»), заслуженный артист РФ, профессор кафедры хорового дирижирования Астраханской государственной консерватории С.Е. Комяков («Из опыта работы над хоровой интонацией»), кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин Астраханской государственной консерватории Е.А. Соболева («Осмысление понятия знания в истории философской науки»).

Заседание Секции № 2 проходило 22 марта в Астраханском колледже культуры и искусств.

Среди заочных участников конференции – доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И.В. Полозова («Симфонии № 2 С. Прокофьева и Д. Шостаковича: путь к “новым берегам”»), доктор искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории В.О. Петров («О графической нотации в музыкальной композиции ХХ – ХХI веков»), доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории П.П. Сладков («Некоторые проблемы музыкального образования российской постсоветской эпохи»), кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории М.Г. Хрущёва («Размышления о современном состоянии астраханского музыкального фольклора»), кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории И.М. Некрасова («“Новая сакральная музыка”: к авангарду через традицию»), кандидат искусствоведения, профессор кафедры народных инструментов Астраханской государственной консерватории П.А. Белик («Традиции отечественной музыки в оркестровом письме симфоний для оркестра русских народных инструментов»), кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой общегуманитарных дисциплин Е.Б. Борисова («Читательские предпочтения студентов-музыкантов: социологическое наблюдение»), профессор кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской государственной консерватории В.С. Смиховский («Исполнительские приемы и их реализация в Сонате Ю. Гонцова “Савл и Павел” для кларнета и бас кларнета»), доцент, заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов Астраханской государственной консерватории В.Я. Алатарцев («К вопросу о дирижировании оркестровым аккомпанементом»), доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории К.В. Гузенко («Краеведческий видеоочерк в системе современного образования»), доцент кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Астраханской государственной консерватории Н.Ю. Петрова («Романс С. Рахманинова “Островок”: к вопросу исполнительской интерпретации»), старший преподаватель кафедры сольного пения и оперной подготовки Астраханской государственной консерватории Т.Ю. Важорова («Черты авангарда в вокальном цикле “Четыре газетных объявления” А.В. Мосолова»), преподаватель Астраханского музыкального колледжа им. М.П. Мусоргского Ю.С. Петрова («Виды музыки: музыка легкая и музыка серьезная (исследуя концепцию Теодора Адорно)»), кандидат культурологии, заместитель директора Учебно-методического центра по художественному образованию и повышению квалификации работников культуры и искусств Астраханской области Е.В. Секотова («Межкультурная антиномия в музыкальном образовании России: историко-культурный ракурс»), преподаватель Астраханского автомобильно-дорожного колледжа И.Н. Харьковская («Игра как способ воспитания культуры чувств»), студентки III курса кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории О.Ю. Лаисцева («“Последний поэт романтической эпохи”: поэзия Г. Гейне в музыке») и О.А. Литвинова («Основы спектрального метода Тристана Мюрая»), магистрант Астраханской государственной консерватории Д.Г. Салишкин («Духовно-религиозная тематика Третьей сонаты для баяна Юрия Гонцова»).

В рамках конференции состоялись Мастер-классы заслуженной артистки РФ, профессора кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки Астраханской государственной консерватории М.А. Бесценной («О. Евлахов – Соната для скрипки и фортепиано ор. 31: вопросы драматургии и композиции»), заслуженного артиста РФ, актера ТЮЗа, преподавателя Астраханской государственной консерватории С.В. Тараскина («Формы экзамена по речи и мастерству актера»), заслуженного артиста России, профессора кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов исполнительского факультета Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Ю.И. Скворцова («Верхний регистр фагота (проблемы исполнителя)»), профессора кафедры духовых и ударных инструментов Астраханской государственной консерватории Я.И. Левицкого («Формообразующая роль динамики при игре на духовых инструментах»).

По уже сложившейся традиции к началу конференции был издан сборник статей по ее материалам.

 

В.О. Петров

доктор искусствоведения,

доцент кафедры теории и истории музыки

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих