«Всё пронизано музыкой…» (о концерте камерной и оперной музыки)

 

В пасмурный и неприветливый день, 22 марта 2016 года, в малом зале Астраханской консерватории состоялся удивительно солнечный, яркий и теплый концерт камерной и оперной музыки. Идея проведения творческого вечера и ее достойное воплощение принадлежат педагогам кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки – заслуженной артистке России, профессору Марине Бесценной и заслуженной артистке России, профессору Анне Кургановой, сменявшим друг друга за концертным роялем. В концерте приняли участие студенты и педагоги Астраханской государственной консерватории, а также артисты Астраханской государственной филармонии.

Концертная программа состояла как из известных, так и из редко исполняемых камерных инструментальных и вокальных сочинений, а также  любимых многими слушателями отрывков из опер. Следует отметить, что  открытие и концертное исполнение ранее неизвестных в нашей консерватории  шедевров музыкальной литературы – одна из главных заслуг кафедры камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки. Так, например, в концерте прозвучали переложения сонат для флейты и фортепиано  (фортепианный дуэт Марины Бесценной и Людмилы Курцберг) и для гобоя и фортепиано (Марина Купаева – скрипка, Марина Бесценная – фортепиано) Гаэтано Доницетти. Неслучайно Генрих Гейне сказал, что мелодии этого замечательного итальянского композитора «своей шутливой веселостью радуют свет» – сонаты подарили слушателям столько положительных эмоций, что их исполнения, без сомнения, будут ждать снова и снова.

Также в исполнении дуэта Марины Купаевой и Марины Бесценной прозвучала Фантазия на темы из оперы «Чио-Чио-Сан» Джакомо Пуччини, в которой композитор постарался показать все основные темы, характеризующие многогранность образа главной героини оперы – прозрачную хрупкость юного «восточного цветка», пылкую нежность влюбленной девушки, страдания обманутой женщины и страстную любовь одинокой матери к своему ребенку. Наполненная яркими мелодиями, своей масштабностью Фантазия немного выделялась из общей «камерности» концерта и стала бы его достойным завершением, однако была исполнена в «золотой середине» творческого вечера, что, несомненно,  отразилось на слушательском восприятии.

Значительную часть концерта заняла оперная музыка Вольфганга Амадея Моцарта – «солнечно ясная и непостижимо загадочная, простая и безмерно сложная, глубоко человечная и вселенская» (Е. Царева). В исполнении фортепианного дуэта Марины Бесценной и Людмилы Курцберг прозвучала увертюра к опере «Волшебная флейта». Также прозвучали два известных номера из «величайшей оперы» – «Дон Жуан»: Серенада Дон Жуана (Николай Черепков, баритон) и Дуэт Дон Жуана и Церлины (Александр Марков, баритон, Елена Евтушенко, сопрано); Елена Евтушенко, солистка Астраханской филармонии и преподаватель Астраханской консерватории, выступила и как солистка, исполнив Арию Графини из «любимейшей» оперы, от которой слушатели «теряют голову» – «Свадьба Фигаро» (Г. Саймон). Партия фортепиано во всех исполняемых вокальных сочинениях принадлежала великолепному концертмейстеру Астраханской консерватории и Астраханского государственного театра оперы и балета – Анне Кургановой.

Не менее важная часть концертной программы была занята творчеством зарубежных композиторов-романтиков. Александр Марков, солист Астраханской филармонии, исполнил Арию Каскара «Заза, бедное ты дитя» из четвертого действия оперы «Заза» Руджеро Леонкавалло. Яо Вей, преподаватель Астраханской консерватории (тенор), сорвавший в тот вечер громогласные аплодисменты, представил слушателям два разнохарактерных оперных фрагмента – знаменитую Арию Калафа «Пусть никто не спит» из оперы «Турандот» Дж. Пуччини и Романс Тонио «Затем, чтоб сравниться с Марией, завербовался в солдаты я» из оперы «Дочь полка» Г. Доницетти.

Украшением творческого вечера стало участие известного вокального дуэта Астраханской консерватории – Народной артистки России Натальи Тарасовой и Татьяны Важоровой (сопрано). Дуэтом, добившимся за многие годы настоящей гармоничности голосов, красочно были исполнены лирические вокальные миниатюры итальянских композиторов – «Молитва» В. Беллини и «Клятва» Г. Доницетти, а также искрометная «Цыганская песня» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Бывают такие концерты, которые отличаются высоким уровнем организации, мастерством исполнения и глубокой душевной теплотой, исходящей от исполнителей и подхватываемой слушателями. Наверное, поэтому концерт оставил наилучшие впечатления. Слушатели искренними аплодисментами встречали и провожали любимых исполнителей, а после концерта не спешили расходиться, поздравляя организаторов и участников, бурно обсуждая звучавшую музыку и продолжая напевать любимые мелодии. И, действительно, что может быть лучше, чем слушать прекрасную музыку в исполнении прекрасных представителей нашей профессии, настоящих мастеров своего дела!

 

Мария Мелюкова,

аспирантка АГК

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Версия для слабовидящих